Режиссёрский дебют Джона Малковича с Хавьером Бардемом в главной роли оказался шедевром, сопоставимым с "Молчанием ягнят".
Чем мне нравится "Молчание..."? Тем, что там показан образ учёного, перешедшего от всеми презираемых теорий к действию. И поскольку людишки понимают только силу, переход этот крайне радикален: психиатр становится не просто сумасшедшим - он становится людоедом. Очень хотелось увидеть подобный фильм о философе. И вот он - этот фильм, чьё название, при всей его кажущейся простоте, я даже не знаю как правильно адаптировать (у нас обычно переводится "Танцующая наверху", что не передаёт сути, потому что наверху там как раз "танцующий", а не "танцующая", и upstairs также значит "в голове", "в мозгах").
Как и Лектер, наш учёный, в данном случае профессор философии, не является главным героем картины. Он появляется на экране даже меньше: если Хопкинс поставил рекорд, получив Оскара всего за 24 минуты экранного времени, то персонаж Абеля Фолка под именем "Иезекииль" виден наверное минут пять, в самом начале и в самом конце, и действует главным образом через своих последователей, превратившись в легенду. Как и Лектер, он совершает необычные, хитроумно жестокие преступления. Как и Лектер, он реализует свои профессиональные навыки. Как и Лектера из другой серии, его в конечном итоге ловят (фильм, кстати вполне мог иметь название "Красный дракон"). Наконец, как и "Молчание ягнят", наш "Высокий танец" является экранизацией одноимённого романа - за авторством британского писателя с оригинальным именем Никлас Шекспир. Правда, на этот раз речь идёт о литературной обработке реальных событий, а именно - истории Абимаэля Гусмана, лидера перуанского маоистского движения "Светлый путь " (Sendero Luminoso).
История детективная: герой Бардема пытается поймать за хвост революцию в латиноамериканской стране, стонущей под властью военной диктатуры. В надвигающейся революции нет ни манифестов, ни митингов, ни вообще каких бы то ни было толп, ни прочих карикатурных элементов, столь любимых всякими робертами-родригесами. А есть, например, супермодели, переодетые юными школьницами. И когда жирный генерал, соблазнённый их видом, опускает бронированное окно своего авто с похотливым вопросом "сколько тебе лет?", в ответ тут же начинается ураганный огонь из автоматического оружия. Есть маленькие дети, бросающиеся к чиновникам с криками "папа-папа", а потом взрывающие себя и всё вокруг с криком "Да здравствует президент Иезекииль!". И есть любовная линия - между детективом (Бардем), не любящим диктатуру, и танцовщицей, которая учит балету его маленькую дочь. И лишь в конце они узнают, что он полицейский, гоняющийся за её кумиром, а она беззаветно преданная сторонница Иезекииля, скрывающая его прямо над своей студией.
Актёрская игра - выше всяких похвал. Режиссёр просто гениален. Никаких съездов в дешёвое кривляние, все образы предельно реалистичны, глубоки и серьёзны. Никаких идеологических перекосов, никаких ходовых шаблонов. Неторопливый ритм и до предела напряжённая атмосфера. Голливуд, если и присутствует, то только своими лучшими сторонами - все белые нитки каким-то чудом исчезли. Удивительный фильм.