Вот вчера во второй раз посмотрел документальный фильм Никиты Михалкова, который он снял много лет назад. Анна от 6-ти до 18-ти.

Можно не любить Никиту Михакова за многие вещи : за лизаблюдства в отношении сильных его матушки Родины, за шовинизм, за слишком большой пафос, за слишком высокую самооценку, но никак нельзя не признать что он большой мастер своего дела. И свое мнение он, хоть и в большинстве случаев не очень адекватно принятое многими, высказывает (устно ли или через снятый фильм) очень граммотно.
Снимать этот документальный фильм он начал в начале 80-ых, когда его старшей дочери Анне было 6 лет, и снимая каждый год по несколько минут, закончил работу над этим проектом в 93-ем.
В начале фильма отец задает Анне 5 вопросов – Чего ты больше всего боишься ? Что ты хочешь сейчас больше всего ? Что ты не любишь больше всего ? и тд. И так, каждый год, становясь на год старше, она отвечает на те же самые и вытекающие из них другие вопросы. Девочке из года в год все труднее отвечать на них, и это естественно - ибо человеку мыслительно-развивающемуся свойственно при думах копать все глубже и глубже в поисках истины, и только спустя много лет он доходит до того что истина-то на поверхности.
В начале фильма она боится Бабу Ягу, в середине - войны, а в конце – не потерять свой внутренний мир. В середине фильма она спрашивает себя : “А будет ли ядерная война ? А кто будет нашим новым президентом ? А с нашими родителями ничего не случится? А что станет с нами ? ” Что интересно, несмотря на резкие различия в исповедоваемых ими идеологиях за океаном в США многие маленькие дети, и в частности Саманта Смит задавали себе те же самые вопросы. Последняя к примеру задала эти вопросы самому Андропову, а Анна самой себе. Возможно это еще раз доказывает популярную истину гласящую что, дети – это отдельная нация мыслящая одинаково, а возможно нет.

Можно с уверенностью утверждать, что Михалков, начиная этот проект, видел его середину и конец, и сам по себе фильм как целое, совершенно другим. И то что фильм оказался совершенно другим не сколько следствие очень большого периода за который он был снят (а 13 лет слишком большой срок для верности “пачке исписанных бумаг”, тем более для творческой личности) сколько следствием огромного количества изменений на политической карте мира, и предшествующих этому событий. Я считаю что фильму очень повезло, что в период его съемок попали события конца 80-ых начала 90-ых, что Михалков закончил его снимать будучи гражданином Российской Федерации, а не СССР. Это стечение обстоятельств послужило тому, что фильм стал более масштабным, значимым, важным, и еще это “сняло скотч со рта” Михалкова. А это всегда лучше, ибо даже “свободная ложь” лучше чем “не свободная правда”.

URL записи