режиссер: Кшиштоф Кеслёвский
сценарий: Кшиштоф Кеслёвский, Ежи Штур
в гл.ролях:Ежи Штур, Малгожата Забковска, Ева Покас, Стефан Чижевски
страна: Польша
год:1979
"Кинолюбитель", это история о человеке, у которого все было хорошо до тех пор, пока он не купил кинокамеру. Покупал он ее лишь для того, чтобы снимать новорожденную дочь. Но постепенно мир, который Филип, главный герой, видит через объектив, приобретает для него все большее значение, а прежняя жизнь все больше теряет вкус. В простой и надежной системе координат обычного человека появляется новый полюс - творчество.
Кеслёвский снял картину творчестве, о том, что оно требует от человека, и что люди требуют от него. Фильм во многом автобиографичен, в его основе кинематографическая жизнь самого режиссера . Как и главный герой, Кеслёвский начинал с документального кино. Цензура, вынудившая Кеслёвского покинуть документалистику, является одной из центральных тем фильма. Причем отношение к ней у режиссера не такое однозначное, как можно предположить.
Фильм демонстрирует нам очень реалистичную, правдивую до самых мелочей, картину жизни. Сценарий продуман, поведение героев находится в рамках здравого смысла, нет однозначно отрицательных или положительных персонажей.Возможно, в фильме слегка много драматизма - не совсем увязывается накал страстей с событиями составляющими сюжет. Но упрекать его нельзя, без этого скорее всего было бы черезчур пресно.
Вообще, вопросы на которые режиссер отвечает своей картиной, очень просты. И ответы им под стать. Кеслёвский не надрывает голоса, декларируя что-либо, не нагоняет тумана и неясности там, где его позиция неоднозначна. На поставленые вопросы он дает ясные ответы, с ясностью, которую он вынес из документального кино. Его тезисы представлены просто, без претензий, без двузначности и троеточий, в принципе, зрителю не придется ломать голову над тем, что именно режиссер имел ввиду. Хотя "подклад" у фильма все-таки есть, и место между строчек не пустует.
Обобщая, можно сказать, что "Кинолюбитель", это хороший фильм, с отличной режиссерской работой. Он интересен тем, что в нем отражен реальный режиссерский опыт, сделано это очень правдиво и с очень личной позиции.