Посмотрел сегодня "Мистерии" Михаила Калатозишвили.
Редкий фильм, в том смысле что ни скачать ни где, ни почитать о. И даже подходящего кадра из фильма нигде не найти, чтобы украсить данный пост.

Если дебютная работа — "Избранник", как-то засветилась (и в целом солидно) на фестивалях и в интернете; если "Дикое поле" - третья и, увы, последняя работа Михаила сразу и совершенно заслуженно заняла место среди лучших российских лент начала нового века, то про "Мистерии" неизвестно практически ничего и никому. А жаль...

Картина, хоть и рождалась в муках — в 90-е, во времена краха всего российского кинопрома, снять что-либо считалось чудом — вышла необычайно тонкой и красивой. Но, увы, до зрителя почти не дошла, а 90-е годы в кино мы представляем себе в основном по ширли-мырлевскому китчу.

Глупо, бессмысленно пересказывать сюжет "Мистерий" особенно потому, что его как такого и нет.
Фильм, хотя и нанизан на сюжетную ниточку, по сути является мозаикой зарисовок, образов:
Вот квартира в старом Тбилиси. В ней живёт молодой композитор с женой-художницей. Старинная дубовая мебель, разноцветные восточные ковры, старый роскошный рояль и целая комната кукол.
Вот вернувшийся на родину эмигрант из Парижа, весь разрываемый гордостью за "там" и ностальгией по "здесь".
Вот чудесное грузинское застолье, с хоровым пением и пляской, где старики не уступают молодым.
Вот случайный, и как-будто совсем нереальный, роман-знакомство. С прогулкой по осеннему Петербургу.
Вот другая квартира — питерская. Тесная, но с высокими потолками. И вся заставленная антиквариатом.
Вот друг детства, сентиментальный питерский бандит.
Вот дорогой аукцион, ярмарка тщеславия и бессмысленности.
Вот питерский подвальный кабачок со смешным шансонье за пианино.
Вот митинг коммунистов с кумачёвыми знамёнами.
Вот роскошный ужин в ресторане и пирамида из бокалов шампанского.
Вот короткое, но очень чувственное танго.
Вот берег моря и чемодан денег. И снова шампанское, но в пластиковых стаканчиках.
Вот горящяя "девятка" посреди леса и ночная дорога, по которой идут двое.
И снова квартира в старом Тбилиси. И в неё возвращается жизнь. Со всеми своими мистериями.

Не очень понятно что, к чему и в какой последовательности. Не очень понятен авторский замысел.
Но это и не важно... Для "Мистерий" не важно.
"Мистерии" просто красивы. Очень красивы.
Красивы картинкой. Спасибо оператору Арчилу Ахвледиани (с ним Михаил работал ещё в "Избраннике", его же пригласил потом снимать "Первый после бога") и художникам картины Павлу Пархоменко ("Морфий", "Груз 200") и Анне Калатозишвили, сестре Михаила Георгиевича (я так понимаю, автору всех этих замечательных кукол).
Красивы актёрской игрой. Прекрасный, тонкий дуэт Нодара Каландадзе и Нато Мурванидзе. Типично по-грузински обаятельный Зураб Кипшидзе. Толстый (прям так в титрах и написано) — тот ещё персонаж и в фильме, и "по жизни".
И красивы каким-то невероятно чутким, я бы даже сказал заботливым, глубоким и потому отчасти трагичным взглядом на жизнь. Вот смотрю на картинку, и сразу, интуитивно, хочется туда, в тот мир, в такие отношения, к таким людям. И за это спасибо прежде всего двум людям — сценаристу Рустаму Ибрагимбекову ("Белое солнце пустыни", "Урга - территория любви", "Ночь светла", "Райские птицы") и режиссёру Михаилу Калатозишвили.

"Мистерии" — дитя своего времени, а точнее межвременья.
Наверно, через какое-то время появятся другие фильмы-осмысления, дающие более объективное и рациональное представление о той эпохе. Но тогда, "изнутри", получались либо ширли-мырли, либо мистерии.
Просыпаться не хотелось...

--------------------

Пользуясь случаем, от имени организаторов приглашаю всех на последний день ретроспективы памяти Михаила Георгиевича Калатозишвили.
Москва. Воскресенье, 10/10/10, кинотеатр "Пионер", 21:00. Фильм "Дикое поле".
Редкий теперь уже шанс посмотреть эту картину на большом экране.
Вход, как оказалось, свободный.

На показе будут присутствовать друзья и коллеги Михаила Георгиевича, в том числе члены съёмочной группы "Дикого поля" — простые живые люди, к которым можно вот так прямо подойти и по-человечески пообщаться.
Приходите.

URL записи