Отcидевший восемь лет за финансовые операции бывший корпоративный трейдер Гордон Гекко (Майкл Дуглас) выходит из тюрьмы, за воротами которой его встречает изменившийся и равнодушный мир: ни семья, ни бывшие деловые партнеры больше им не интересуются. Но великий ум не теряется, и через пару лет издает книгу, в которой предупреждает соотечественников о грядущем финансовом кризисе, — и вновь становится уважаемым экспертом, которого охотно приглашают выступать в большие аудитории и в студии популярных телепрограмм. А тем временем, дочь Гекко Уинни (Кэри Маллиган), с которой он не виделся 11 лет, и ее молодой человек Джейк Мур (Шиа ЛаБеф), молодой трейдер с Уолл-стрит, подходят к поворотному моменту своей совместной жизни — женитьбе. Но безмятежную жизнь юной пары омрачает внезапная трагедия: амбициозный миллиардер Бретт Джеймс (Джош Бролин) разоряет банк, в котором работает Джейк, и доводит до самоубийство его босса — человека, которого Джейк любит и чтит, как отца. Однажды услышав речь Гордона Гекко, Джейк решает склонить на свою сторону папу любимой, чтобы тот помог ему отомстить «барракуде» Бретту Джеймсу. А взамен обещает будущему тестю наладить его отношения с дочерью, которая категорически не желает с ним общаться.

Для начала есть смысл сказать, что в фильмографии Оливера Стоуна уже есть один фильм о жизни знаменитой нью-йоркской улицы: это «Уолл-стрит» 1987 года, главным персонажем которого выступает тот же Городон Гекко, которого играет тот же Майкл Дуглас (в 1988-м актер получил за нее Оскар и Золотой глобус в номинации Лучшая мужская роль). Так что фактически, «Уолл-стрит: Деньги не спят» — это сиквел, хотя и очень сильно отдаленный от первоисточника. 

Но лично мне хочется поговорить о нем, как об отдельном самодостаточном фильме. 

Итак, Оливер Стоун снял хороший фильм, прелесть которого понимаешь не сразу. «Уолл-стрит: Деньги не спят» — это редкий для наших кинотеатров экономический триллер, который по мере продвижения к финалу превращается в драму, простую и понятную всем, несмотря на сложные декорации, изображающие частную жизнь воротил финансового мира. И в этой связи сразу хочется успокоить всех, кто опасается смотреть фильм из-за его специфической темы: это в первую очередь драма на тему отцов и детей, снятая без ненужных сантиментов, но, тем не менее, способная вызвать живые и сильные зрительские эмоции.

Безусловно, чтобы понять и оценить первую часть фильма (ту, где мы видим разорение крупного банка; его последствия; закулисные игры, вызвавшие этот крах и быструю месть одного из преданных бывших служащих), очень неплохо было бы иметь хотя бы общие представления об экономической теории и теории финансов. Другими словами, знать, как действует биржа, что такое игра на понижении и что означает термин «маржа». Ключевые слова для поиска в Википедии: Фондовый рынок США, индекс Доу-Джонса, трейдер (отдельно обратить внимание на классификацию «быки» — «медведи», инсайдер. Для тех, кто не поленится изучить вопрос, фильм откроется с новой, необычной в наших широтах, стороны (и этим, кстати, ценной!), а триллер-детектив составляющая заиграет новыми красками. Для тех же, чьи знания о мировой экономике находятся на уровне «Всемирный финансовый кризис — это экономический Армаггедон», в фильме есть простые изящные комментарии происходящего, вложенные в уста героя Майкла Дугласа (сложные экономические материи тот объясняет на примере бешенной популярности голландских тюльпанов и личного толкования термина «гарантия на доверии».

Кстати, о Дугласе. В «Уолл-стрит» актер сбросил с себя маску невозмутимого и пресыщенного всем на свете сноба, и снова играет живого и не лишенного обаяния авантюриста из «Романа с камнем». Кажется, что Майкл даже помолодел (несмотря на все свои морщины!): в его глазах появился блеск игрока, для которого жизнь — это азартное приключение. Кстати, и Дуглас, и Бролин (второй шикарный персонаж картины), без лишних слов и пафоса дают нам понять психологию и движущие мотивы людей, с легкостью оперирующими суммами с шестью и более нулями. Кто они такие, говорить не будем, лучше сходите в кино и увидите все сами.

Вообще, атмосфера Уолл-стрит — это одна из самых любопытных составляющих картины. Причем, Стоун создал ее не за счет пейзажей финансового центра Нью-Йорка (хотя они в фильме тоже присутствуют), а за счет убедительной игры актерской команды, члены которой буквально перевоплотились в своих героев во время съемок. Маленький штрих: за два месяца до начала работы Джош Бролин и Шиа ЛаБеф стали посылать друг другу отчеты «заработал-потерял» (P&L — «profit & loss», другими словами, соревноваться в том, кто лучше вложит деньги на бирже. Шиа (которому, между прочим, всего 23!) все время выигрывал, и это очень пошло на пользу его персонажу — на экране его молодой герой излучает такую фантастическую уверенность в себе и так бесстрашно вступает в споры со зрелыми и успешными финансовыми воротилами, что это вызывает смесь искреннего удивления и восхищения.

Вообще, по поводу увиденного в кинотеатре приходят в голову две мысли. Первая — о том, что есть фильмы, которые побуждают зрителей стыдиться собственного невежества и расширять свой кругозор, и данный фильм относится к их числу. Вторая — что Оливер Стоун, любим мы его или нет, знает, как сделать крепкое качественное кино, и в данном случае он использовал свои знания, чтобы сказать свое слово о мировом финансовом кризисе.

Данный фильм посмотреть как минимум любопытно. 

Вердикт: интересный фильм, оценить который в полной мере смогут лишь люди, знающие значение слова «котировка» и понимающие шутки на биржевом сленге. Отличный повод освежить свои знания/узнать что-то новое о финансовом устройстве современного мира. Экономический триллер и экономический детектив, который плавно переходит в старую как мир драму — о том, что важнее и ценнее для любого, даже самого богатого человека: деньги, время или что-то еще. Хорошая взрослая работа Шиа ЛаБефа, который составил достойную пару ожившему и отряхнувшему тлен собственной значимости Майклу Дугласу. В любом случае, редкий фильм для наших экранов, отдушина для всех, кому хочется разнообразия после созерцания бесчисленных компьютерных миров.

P.S. И все-таки Оливер Стоун не удержался, чтобы не отдать в новом фильме дань старому «Уолл-стрит». В картине есть эпизод, когда герой Дугласа отправляется на благотворительный ужин, входной билет на который стоит 10 тысяч долларов, чтобы получить возможность пообщаться со своей дочерью — и встречает там Бада Фокса, своего протеже из оригинального «Уолл-стрит» (кто не в курсе, его играет Майкл Шин). Тем, кто видел первый «Уолл-стрит», будет очень интересно, чем занимается его второй главный герой-яппи спустя 23 года. А я, честно говоря, совсем не удивлена.



URL записи