Лучшие впечатления от просмотра картины «Игла.Ремикс» можно получить, если не читать и не смотреть ничего перед просмотром (оригинальную «Иглу» лучше посмотреть потом). Зато можно послушать песни Виктора Цоя. Лично я советую «Черный альбом» 1990 года. И музыкальный ремикс — трибьют «Кинопробы» (2000).
20-летие гибели Виктора Цоя его друг режиссер Рашид Нугманов мог встретить по-разному. Он мог снять документальный фильм о том, как снимался фильм «Игла», в главной роли которого выступил Виктор Цой. Мог создать римейк, сиквел или приквел, пригласив на роль Моро другого актера. Мог снять художественный фильм о самом Цое. Мог срежиссировать мультфильм. Мог вообще ничего не делать… Но он сделал — и назвал сделанное очень точным словом ремикс (гениальная идея применить музыкальный термин в отношении кино!). Так получилась «Игла. Ремикс» — фильм о фильме, фильм вокруг фильма, фильм в фильме — в любом случае, кино, большее, чем просто лента по мотивам.
Для тех, кто не в курсе, «Игла» 1988 года представляет собой редкий феномен советского кинематографа — уже свободная от «политики партии» и еще нетронутая так называемыми «требованиями рынка». То есть, это творчество в чистом виде. В конце 1980-х творчество было востребовано массами, и «Игла» собрала в советском прокате 15.5 млн. зрителей, что очень много для такого авангардного фильма, для фильма о наркотиках, для фильма, в котором произносят от силы сотню слов, да и просто для фильма в жанре криминальная драма (для сравнения, «Начало» Кристофера Нолана собрало в РФ 3,4 млн. зрителей, а самый кассовый «Аватар» Джеймса Кэмерона — 13,9 млн.).
«Игла.Ремикс» бережно сохранила все, что было в «Игле», оставив фильм практически нетронутым, всего лишь чуть шире приоткрыв общую знакомую картину и чуть больше заострив внимание на некоторых ее деталях. Все это сделано очень творчески. Например, Нугманов «разрисовал» (с помощью мультипликации) стену подъезда возле дверей Спартака, в которые звонит Моро. Могу поспорить, что просматривая оригианльную «Иглу», вам будет не хватать этих «рисунков».
Из чисто визуальных вещей в фильме есть пара эффектных комикс-вставок (кстати, не так много, как ожидалось), и вставлены они туда, где Нугманов изначально использовал анимацию. В некоторых эпизодах восстановлена нарушенная хронология событий: если помните, в «Игле» вырезанные кадры шли в конце фильма и служили видеорядом для финальной песни. В принципе, по картинке это все. Есть еще звук, и здесь Нугманов поработал чуть больше: изменил музыкальный фон многих сцен (музыка «Кино» осталась на месте) и переозвучил/доозвучил некоторых персонажей (не Цоя), добавив им по паре новых/других реплик. Что касается смысла в целом, а именно доснятых кусков с современными Мамоновым и Башировым, то их тоже не так много, как думалось, а куда и как они вставлены, не скажу, лучше увидеть все самим.
Возможно, у кое-кого из вас возникнет вопрос: зачем Рашид Нугманов переснят свою «Иглу»? Думаю, он хотел сказать этим то, что многие из нас и так знают: что лидер группы «Кино» не умер. Что он живет. По крайней мере, в его (и уже своем) кино.
Вердикт: фильм-ностальгия для старшего поколения и фильм-откровение для поколения младшего. Смотреть всем, кому интересно значение слова «свобода» (в том числе, свобода творчества), кто интерсуется историей позднего СССР (фильм — отличный памятник эпохи) и, естественно, всем, кто неравнодушен к персоне и творчеству Виктора Цоя. После «Иглы.Ремикс» хочется заново пересмотреть «Иглу», послушать Цоя, помолчать, подумать и может быть даже поплакать. Потому что память, когда ей напоминают, вспоминает все, даже жженный пузырь сушеной воблы, которым закусывали раньше пиво за неимением чипсов. И это — фантастика!