Биографические эпики — жанр опасный. Конечно, есть индивиды, которые, завидев надпись «жизнеописание…» или «основано на реальных событиях», тут же начинают тяжело дышать и руки тянуть к желанному кино, и могу признаться, что я не являюсь исключением. Но есть одно «но», кинокартина «Последний король Шотландии» не из этого списка. Политическая драма, без скрытых подтекстов. О реальном Иди Амине вы за две минуты из Википедии узнаете больше, чем за два часа — с экрана.

Начало 70-ых годов прошлого столетия. Молодой шотландский врач Николас Кэрриган (Джеймс МакЭвой), уставший от размеренной жизни и нудноты своего отца, берет глобус, закрывает глаза и тыкает пальцем в карту в поисках места, куда можно сбежать от тоски семейной практики. Фортуна явно поворачивается к юноше задним местом, ведь вместо безоблачных «Гавай» и «Багам» Николасу выпадает Уганда. Настоящая Африка — это борьба за выживание, постоянные лишения и поразительная несправедливость, которые открываются каждому из тех, кто свернул с протоптанных троп туристических маршрутов. В Африке идеалист Николас начинает было благородно лечить нищих деток, но случай сводит его с генералом Иди Амином (Форест Уитакер), недавно пришедшим к власти в результате переворота. Поразительная харизма нового президента очаровывает юношу, как, впрочем, и самого Амина Николас и вскоре молодой шотландец становится личным врачом президента, и, как это нередко бывает при диктатуре, его правой рукой.

Джеймс МакЭвой изображает своего героя Николаса Гарригана авантюристом, готовым на все ради денег, дорогих автомобилей и гарема из отборных девушек. Тем более впечатляющим должно показаться его перерождение, когда он, вызвав ревность и гнев своего патрона, пытается спасти не только себя, но и других его потенциальных жертв.

«Почему Форесту Уитакеру дали «Оскар»"? — пожалуй, один из наипростейших вопросов, услышанных мною за последнее время. Да за то, что Амина, садиста и параноика, уничтожившего 300 тысяч соплеменников, становится даже жалко! Уитакер пробуждает в зрителях чувство стыда за то, что они восхищаются таким негодяем; ведь настоящие монстры вызывают смесь ужаса и восхищения: именно такая роль вывела в суперзвезды Энтони Хопкинса («Молчание ягнят»).

По большому счёту, Макдоналд вовсе не пытается показать зрителю, что Амин хороший, или плохой, режиссёр скорее предоставляет каждому выбор принять собственное решение, как воспринимать данного героя — как обаятельного лидера, или просто как жестокого убийцу.

Вместо набившей оскомину истины о том, что власть развращает, тандем режиссера и сценариста, не церемонясь, выдает совсем другой вывод. «Красота яблока не означает его вкус, быть может там гниль?».

URL записи