Голливудская мифология числит Эда Вуда самым худшим режиссером всех времен.
Эда Вуда у Бертона играет Джонни Депп - сам по себе товарищ травестийный, в плане сексуальности неоднозначный (подобная неоднозначность была присуща, к примеру, Чарли Чаплину, в экранных образах которого было всегда очень много женственного). Исторический Эд Вуд любил носить женское платье, вместо мужского или под мужским. Жеманность Джонни Деппа тут весьма кстати.
Пункт первый, на котором стоило бы остановиться - как Голливуд конструирует свое прошлое. Делать он это любит, и может делать скрупулезно. Вспомним здесь опять же Чарли Чаплина, которого сыграл в 1992 году Роберт Дауни-мл. в фильме Ричарда Аттенборо.
В фильме Френка Капры 1944 года "Мышьяк и старые кружева" лейтмотивом идет шутка о том, что главный злодей похож на Бориса Карлоффа из фильма "Франкенштейн" (1931). Самого злодея это сравнение ужасно бесит. Фильмы Питера Богдановича вовсю эксплуатируют тему раннего Голливуда ("Последний киносеанс", "Никельодеон", "Смерть в Голливуде") с его аттракционностью и дилетантизмом. Рассказывая о своей жизни, Форест Гамп у Роберта Земекиса в одноименном фильме 1994 года объясняет, что назвали его в честь генерала конфедератов. Иллюстрацией служат кадры из фильма "Рождение нации" (1915) Дэвида Гриффита.
Сам Эд Вуд, у Бертона - фант кино, и синефил. Он смотрел все фильмы с Бела Лугоши, звездой фильмов ужасов 1930-х, он решает вернуть того в кино, в его комнате висит плакат "Гражданина Кейна", да и самого Орсона Уэллса он встречает однажды случайно где-то в Голливуде, и недолго с ним общается, выслушивая горести про режиссерскую жизнь. И т.д.
Фильм Вуда "План 9" имеет предуведомление, в том же духе, что и "Франкенштейн" (1931) Уэйла - авторскую вводку в исполнении "конферансье".
Второй вопрос - кто таков Эд Вуд - просто графоман, безумец, человек лишний в Голливуде? Нет, это часть его истории и мифологии, может, и менее важная, чем Орсон Уэллс, но тем не менее. Возможно, что размышлять о том, что есть сущность кино, даже правильнее, если предметом размышлений будет Эд Вуд. А сущность кино - игра, вымысел, интрига, сон, яркие эмоции, темнота зала, свет на экране и т.д. и т.п. Эд Вуд - отчаянный режиссер, которому надо снимать во что бы то ни стало, доставая деньги любым обманным путем.
Нити от фильма "План 9 из открытого космоса" тянутся в прошлое, выхватывая из него Белу Лугоши, киноэкспрессионизм (явно игрушечные надгробия на кладбище - отсылка к театральной декоративности "Кабинета доктора Каллигари"), карнавальность, детективность нуара (полицейские на кладбище). Собственно, в этом контексте его и необходимо воспринимать.

URL записи