Впервые я наткнулась на фрагмент этого фильма несколько лет назад и он произвел на меня несколько сумбурное впечатление… Быть может сказалось то, что смотрела я его на английском или то, что образы героев, обожаемой мною повести Франсуазы Саган, отличались от того что я себе навоображала в процессе чтения (последнее вообще «непреходящий в веках» бич божий всех экранизаций)…
И вот, спустя несколько лет, я, на сей раз от начала до конца, посмотрела этот (в английском варианте "Goodbye again" фильм, кстати, выходца из Киева Анатоля Литвака с Ингрид Бергман, Ив Монтаном и Энтони Перкинсом и почти на неделю впала в наркотический транс… Серые дни тянулись лишь для того чтобы время от времени воскрешать любимые кадры под звуки душераздирающей темы из Симфонии № 3 Брамса )))
Как же прекрасно наблюдать такую игру Актеров с большой буквы… Как восхитительно каждое выражение глаз Ингрид Бергман, когда она страдает от очередной лжи любимого, плачет за рулем в машине, механически включая «дворники» на лобовом стекле, и потом смеется сквозь слезы от нелепости происходящего, или, в самом конце, с досадой понимая неизменную свою участь, как горько она усмехается одним движением уголков губ… Как замечательно она выглядит в свои 46 (по фильму ей 40), как мастерски передает доброту и беззащитность героини, влюбившейся на свою беду в прожженного циника с шовинистскими замашками и так и не научившейся скрывать свои чувства…
Но личную мою пальму первенства в этом фильме, вне всяких сомнений, получает Энтони Перкинс (в чем со мной были абсолютно солидарны члены Каннского жюри в 61-м году )))… Его потрясающий Филипп методично очаровывал меня по мере своего появления и к финалу перевернул с ног на голову все впечатление от книги…
Я хорошо помню, что роман Саган, при всей его трагичности, оставлял в конце некий философский привкус неотвратимости происходящего («се ля ви!», ибо невозможно было представить что жестокая авторша, примерив на свою трогательную героиню шкуру буриданового осла, оставит ее ни с чем… А с влюбленным мальчишкой, бросающимся в разные крайности и неопределившимся в жизни, у нее априори не могло быть будущего… И сама того не желая, но Пола совершенно целесообразно использовала его «по назначению», «раздраконив» Роже и «дожав» его до матримониальных отношений. А то что после свадьбы все опять вернулось «на круги своя», так престарелых шовинистов с мешком комплексов такой факт как брачное свидетельство никогда еще не переделывал… В общем, героине в романе совершенно не оставили выбора. Либо кратковременные интрижки с молодыми любовниками, которые с годами окончательно перейдут в категорию альфонсирующих субъектов, либо обеспеченная, добропорядочная в глазах обывателя, старость с респектабельным подлецом до конца дней бегающим от все той же старости за юными старлетками… А любовь… Ну, понятно, ЛЮБОВЬ и все такое, но в данном случае любовь очень даже созвучна здравому смыслу…
В фильме же Перкинс (было ему тогда 29, по фильму 25) с его живостью, юмором, сногсшибательной улыбкой, то бишь всем тем, что создает пресловутую харизму, настолько переигрывает пресноватого Ива Монтана, что становится совершенно непонятно, как после ТАКОГО Филиппа можно еще любить этого занудного «продавца тракторов» со всеми его похождениями и заморочками насчет неприятия нормальных человеческих отношений. И в знаменательную сцену в ресторане уже плохо веришь… На фоне такой искрящейся бесшабашной влюбленности (работа пошла прахом, но разве это проблема, когда ты наследник миллионов, главное, вот она - любимая женщина перед тобой и жизнь невообразимо прекрасна и пусть окружающие до конца своих дней провожают вас такими же добродушно-завистливыми взглядами как тот сомелье и официант), ну какая женщина «переключится» на тоскующего «бывшего», развлекающегося неподалеку с очередной девицей? Где же та здоровая толика пресловутой женской стервозности, которая в тот момент родила бы мысль: «что милый, кусаешь локти, а все, поезд ушел»?.. Не думаю что она полностью отсутствует у героини, потому в финале, наряду с досадой на неадекватное поведение Полы, возникает какое-то смутное чувство сатисфакции ("так тебе и надо, дура", а это, пожалуй, совершенно противоречит замыслу писательницы )))…
Еще говоря об Энтони Перкинсе, как об актере, хочется слегка посетовать на то, что несмотря на такое прекрасное воплощение Филиппа Ван дер Беша, широко известен он главным образом благодаря роли маньяка из Хичкоковского «Психо»... Я также помню его небольшие роли в таких фильмах как «Убийство в восточном экспрессе» и «Поправка 22»...
В личном плане судьба актера была весьма витиевата и отчасти трагична…Если верить интернет-источникам, он позиционировал себя как гей, до тех пор пока не влюбился в Викторию Принсипал в 60-х годах… Женившись затем в 1973-м году на Бетти Беренсон - успешном голливудском фотографе и актрисе (церемония была скромной, свадебные фотографии запечатлели милую невесту в простом полотняном платье с букетом полевых цветов), стал отцом двоих сыновей и умер в возрасте 60-ти лет от воспаления легких на фоне СПИДа, который скрывал несколько лет. Один из его сыновей - Элвтс Перкинс - стал музыкантом, другой – Оз Перкинс актером. Снимается в основном в разных эпизодических ролях, в частности, пару эпизодов с ним можно заметить в «Блондинке в законе» (помните того косноязычного очкарика ради которого Уизерспун разыграла сцену ревности перед девицами, которых он безуспешно пытался «кадрить»?) Оба в интервью всячески подчеркивают независимость от славы отца и собственный путь в жизни и т.д. и т.п. А Бетти Беренсон погибла 11 сентября 2001 года в том самом самолете, летящим из Бостона, который врезался в одну из башен Всемирного Торгового Центра, за день до 9-летней годовщины со дня смерти своего мужа...