Хочу свистеть - свищу! / Eu c
О румынском кино всерьез заговорили совсем недавно. Пожалуй, подобная метаморфоза связана с получением в 2007 году Каннской «Золотой пальмовой ветви» картиной «4 месяца, 3 недели и 2 дня». Но стоит вернуться к истоку, к киноленте, которая обозначила те основные направления, по которым стало развиваться новое румынское кино.
Итак, в 2005 году на экраны вышел фильм Кристи Пуйу «Смерть господина Лазареску», где через горький опыт тоталитарного и посттоталитарного общества, режиссер не проявил эстетику кинематографа, а предпочел грубую и простую форму телерепортажа с постоянно дрожащей в руках оператора дешёвой камерой. Именно этот фильм и задал планку для режиссеров румынской «новой волны». Сочетание универсальности и конкретики — вот основные течения, которые наметил Пуйу. Он создал удивительные черты нового румынского кино, которое становится все более востребованным на фестивальной арене.
В своих работах румынские режиссеры затрагивали множество проблем гражданской обыденности, но о жизни человека за решеткой ни слова не было сказано. К теме тюремного заключения решил прикоснуться дебютант Флорин Шербан, чья карьера успешно началась после успеха его короткометражки, признанной в 2009 году лучшей на МКФ в Лос-Анджелесе. В любом случае, если у кого-то до сих пор и были сомнения в таком понятии как «новое румынское кино», то после недавнего выхода фильма Флорина Шербана «Хочу свистеть — свищу», они непременно развеются.
В получившей в Берлине «Серебряного медведя» картине «Хочу свистеть — свищу» повествуется история обычного юноши, который находится в исправительной колонии. До освобождения, Силвиу (Георг Пистереану) осталось всего пять дней. Но эти пять дней кажутся вечностью, когда его мать, которой до него никогда не было дела, внезапно объявившись, вдруг сообщает, что собирается увезти с собой в Италию его младшего брата, которого он до безумия любит. К тому же, милая сотрудница социальной службы никак не выходит у него из головы. Тогда он решается на необъяснимый и, по сути, самоубийственный поступок.
Силвиу уверен, его мать — источник всех бед, человек, разрушивший его жизнь, воплощение тех беспутных мамаш, бросающих своих детей ради постоянно меняющихся любовников, а в перерывах между подобными связями, дабы не быть одинокой, берущих их обратно на временное жительство. Так было с Силвиу. Но парень твердо знает, что брат не повторит его судьбу — он не позволит. Его герой примеряет роль бунтаря, но делает это лишь потому, что не видит другого выхода. Он не планирует, не задумывается. Все его действия спонтанны и непредсказуемы. Неожиданный поворот сюжета дает веру не в счастливый конец, а в реальный исход сложившейся ситуации. И вот фильм, начинавшийся как социальная драма, впоследствии превращается в скудный психологический триллер с взятием заложника и пр.
Кинокартина «Хочу свистеть — свищу» развивается вяло, но благодаря огромным стараниям оператора Мариуса Пандуру, снимающего тюремное пространство в движении и не стремящегося создать его прекрасный облик, обстановка постепенно нагнетается и напряжение становится все более заметным. Композитора, чье музыкальное сопровождение могло изрядно облегчить работу оператора по созданию драматической, острой атмосферы, в данной ленте не имеется. И поэтому, Мариусу Пандуру пришлось проявить немалый талант, чтобы достичь намеченной режиссером цели.
Выбор Флорина Шербана снимать в жесткой манере (ручная камера; отсутствие музыки, только бытовые шумы; откровенно небольшое количество диалогов), как минимум, неоднозначен, но совершенно предсказуем. Ничего другого и не ожидаешь от режиссеров румынской «новой волны», чья схожесть уже начинает раздражать зрителя. Но стоит отметить и определенное новаторство Шербана, который таки смог отступить от стандартов румынского кино, и в отличие от Пуйу и Мунджиу, не позволил своему главному герою прогнуться под тяжестью обстоятельств. Наоборот, в его фильме именно Силвиу начал выдвигать условия, диктовать правила с которыми окружающим, пусть и ненадолго, приходится смириться.
А что касается главного героя, то он в исполнении весьма талантливого 19-летнего студента Бухарестского университета театра и кино Георга Пистереану смотрится достойно, но все же главные его роли, думаю, еще впереди.
Без всякого сомнения, фильм «Хочу свистеть — свищу» остросоциальный, реалистичный, с очевидными недостатками, где не всё сбалансировано и дотянуто до нужной ноты, но в целом, лента любопытна и не лишена своих плюсов.