Вообще, если вдуматься, религия – это то, что не принято анализировать, о чем спор «хорошо ли это или плохо» вызывает если не осуждение, то, по крайней мере, косые взгляды со стороны окружающих. Однако неизвестный мне доныне режиссер Джессика Хауснер, представившая свой фильм «Лурд» на Венецианском кинофестивале в 2009 году, заставила меня об этом, пусть и ненадолго, поразмыслить. Но все по порядку, а пока, думаю, стоит сказать пару слов о сюжете, пусть он и несколько прост.

Кристин (Сильви Тестю) – девушка со сломанными крыльями. Уже много лет она прикована к инвалидному креслу. У нее рассеянный склероз, парализовавший все тело, лишь голова и шея все еще подвластны этой задумчивой, молчаливой блондинке. Вместе с группой паломников она приезжает, пожалуй, в единственное место, где, по словам верующих, у них еще есть шанс на милость Господню. Их болезни неизлечимы, жизнь обходит стороной, но они молятся и верят в чудо. Они надеются, что Бог снова даст о себе знать. Одна лишь Кристин не выставляет себя в благочестивом свете, не поддается самообману, а честно признается, что завидует тем, кто здоров, кто способен жить по-настоящему.

- Часто я злюсь. Почему это именно я заболела? Почему я? Иногда я завидую другим. Тем, которые могут ходить и нормально действовать… и не задумываются об этом. Есть люди, страдающие больше, чем я, но я им не сочувствую. Я тоже хотела бы быть здоровой и вести обычную жизнь.

В этой картине Тестю предстояло выложиться в роль полностью, попытаться передать все малейшие движения только лишь с помощью мимики. Ее Кристине я сочувствовал, сопереживал. В общем, игра на уровне.

Лента идет медленно, сдержанно, спокойно. Сначала присутствует упор на любовь и заботу к пациентке, показаны все идеальные бытовые условия для ее жизни: кормление с ложечки, перекладывание из одной кровати в другую. Но однажды в ее расписанную до мелочей жизнь вносится что-то новое, не похожее на прежнее чувство. К ней приходит ощущение своего тела. Чудо, кажется, произошло. С человеком не столь верящим в Бога, не стремящимся излечить душу, считающим Лурд хуже Рима, потому что тот не так культурно богат - у простой, задумчивой Кристин. И тут-то вырывается гнилая человеческая натура под маской благочестия. Все те, кто до момента ее исцеления испытывал к ней сочувствие, променяли его на злостное перешептывание за спиной, злорадствие. А, если поразмыслить, ничего удивительного. Обычный человеческий эгоизм, неспособность радоваться счастью другого, в общем… людская черствость.

По большому счету, Хауснер не пытается исследовать всю структуру католической церкви, каким-то образом ее осудить. Нет, режиссер лишь предоставил зрителю возможность понаблюдать за церковными служителями и волонтерами, то есть за кругом лиц, являющихся олицетворением морали, нравственности и чистоты духовной. Это и играющие в карты священники, которые не прочь позабавиться пошлыми в отношении истинной веры анекдотами и прочими подобными шутками, и равнодушные монашки, на уме которых лишь один терзающий их недалекие умы вопрос: «Женат ли тот красивый сорокалетний доброволец из Мальтийского ордена?». Я пробыл с ними полтора часа, но даже такого, казалось бы ничтожного количества времени, мне хватило сполна на осознание всей коммерческой направленности религии. Само паломничество превратилось в туризм, когда на каждом шагу верующие забывают о своей первоначальной цели и погружаются в омут сувениров.

Стоит отметить, что в кинокартине «Лурд» Хауснер поднимает не одну острую проблему, напротив, она задает множество вопросов, на которые мы и после финальных титров не найдем ответы, если не уделим себе немного времени для раздумий. Определенно, этот фильм заставляет задуматься. Однако, кинокартину «Лурд» способны понять не все, и любителям остросюжетных боевиков с кучей бездушных спецэффектов потребуется огромное усилие, необходимое для четкого и ясного понимания существа исследуемых вопросов.

Но на главный из них: «почему чудо произошло именно с ней, а не с кем-нибудь другим?», вы должны ответить для себя сами. Кто-то может увидеть в этом божественную милость, другой же будет уверять, что это ремиссия (лишь временное улучшение здоровья). А что же касается меня, то никто не отнимал у Джессики Хауснер права фантазировать. Оценка:
6 из 10

URL записи