«Последнее изгнание дьявола» — пожалуй, самое страшное кино со времен «Омена». Страшное потому, что начинается… очень смешно.
Живет себе на свете преподобный Коттон Маркус (актер Патрик Фабиан). С детских лет он проповедует и ведет за собой впечатлительную паству. К делу своему относится как к… коммерции. Над паствой посмеивается, говорит, что во время проповеди может прочитать рецепт бананового пирога, а верующие в экстазе только и будут повторять: « Аллилуйя!»
— Главное в проповеди – ритм, а не содержание, — цинично заявляет пастор.
А еще на досуге он изгоняет дьявола из бесноватых. Делает это артистично, как карточный шулер, – да и атрибутикой пользуется столь же мошеннической. Только вместо крапленых карт у него распятие на батарейках: коснешься – током тебя долбанет, полное впечатление, что так бес на святыню реагирует… Кроме распятия есть фонотека с записью самых страшных голосов, воев и хрипов – это чтобы незаметно включать и демонстрировать родственникам бесноватого, как страшен изгоняемый Зверь. Довершают боекомплект пастора-иллюзиониста едва видимые ниточки, которые он тайком цепляет к предметам интерьера – чтобы дернуть их в час изгнания беса. Бес же должен исход свой сопроводить чудовищным тарарамом…
В общем, развлекается пастор, как может, беря деньги с несчастных верующих. Сам не веря – ни в Бога, ни в черта. Не верит ни во что и его семья – и ничего, живут вполне припеваючи.
Только однажды тщеславие и цинизм пастора заходят совсем уж далеко: он приглашает к себе компанию телевизионщиков и предлагает снять реалити: я буду изгонять беса – а вы снимать это на камеру, беря крупным планом все мои фокусы с ниточками и батарейками. Так мы наконец развенчаем постыдные суеверия — страх перед не существующими в природе бесами.
То, что показывается затем, – весьма напоминает по форме ставший культовым фильм «Ведьма из Блэр». Снятый в псевдодокументальной манере фильмец, начинающийся бойко и весело, постепенно перерастает в тотальный ужас, заставляющий зрителей вжиматься в кресло.
Пастор Маркус берет из стопки писем первое попавшееся, прочитав его по диагонали, понимает, что где-то по соседству живет бесноватая 16-летняя девушка Нелл (актриса Эшли Белл), чьими приступами весьма озабочен отец (Луис Суитцер), — и отправляется в путь – со съемочной группой и своим волшебным чемоданчиком…
На месте выясняется, что каждую ночь девушка убивает на ферме по животному. Утром просыпается в своей постели – вся в крови – и не помнит ничего. Девушка — милая, застенчивая, еще совсем ребенок… И пастор Коттон проводит над ней свой клоунский обряд. Голоса из магнитофона вырываются самые страшные, картины на стенах трясутся и падают, вода в тазике бурлит - бес изгнан. Все счастливы, пачка зеленых в кармане пастора.
Только на следующий день начинаются такие странности! Час за часом цинику Маркусу предоставляются все новые доказательства одержимости девушки. Нелл бродит в беспамятстве в ночи, шепча заклинания по латыни (которую не знает), она извивается и гнется, выворачивая шею и конечности, будто у нее нет костей,
она зверски убивает кошку, она рисует жуткие картины, в которых предсказывает, какой смертью умрет каждый из членов съемочной группы и сам Маркус, она заговаривает с пастором чужим, ехидным голосом, представляющимся бесом Алабамом…
Маркус наконец понимает: жизнь его столкнула с настоящим Злом и отважно бросается исполнять свой пасторский долг…
Идею этого фильма первым озвучил продюсер Эрик Ньюман. Он обратился к кинодраматургам Эндрю Гарланду и Хака Ботку, которые пришли в неописуемое возбуждение и тут же бросились писать сценарий об одержимой. По словам Гарланда, источником вдохновения для них стала документальная лента начала 70-х «Марджо» — о священнике, который раскрыл перед киношниками закулисье своей работы, всю фальшь и обман, с которыми она сопряжена.
— Идея снять документалистику о секретах мастерства экзорциста-мошенника уже сама по себе была хороша, без всякой дьявольщины, — говорит Гарланд. — Поэтому мы руководствовались принципом: снять хороший документальный фильм. А потом вывернуть его наизнанку. Мы смогли добавить в «Последнее изгнание дьявола» массу того, чего никогда бы не смогли включить в сценарий игрового фильма – в обычной картине эти элементы показались бы слишком странными и чересчур неправдоподобными.
Для воплощения своего замысла эта троица нашла молодого режиссера Даниэля Штамма, который дебютировал псевдодокументальной лентой «Необходимая смерть», удостоенной массы наград.
— И Штамм стал капитаном команды «Последнего изгнания дьявола», сумевшим показать весь психологизм, добившимся от актеров необычайно реалистической игры, — говорит Гарланд
Методы у Штамма были преинтересные: он работал по принципу Стэнли Кубрика, который всегда изолировал своих актеров от внешнего мира. Актеров специально мучили многочисленными дублями, добиваясь изможденности и психологического дискомфорта.
— Именно в результате этих бесчисленных дублей я и получил от актеров резкие, сырые, ничем не приукрашенные эмоции,- хвастает Штамм.
Сценарий при этом постепенно превращался в набросок, а изможденные актеры могли иногда та-а-кое ляпнуть в камеру! И это чаще всего оставлялось режиссером.
Кроме того, режиссер заставил пересмотреть актеров ряд документальных фильмов про изгнание бесов – в основном, чтобы они не повторили штампов.
Съемки проходили в настоящем фермерском доме в Луизиане, вокруг которого кишели змеи, аллигаторы и другие хищники. То есть атмосферу жути даже не пришлось воссоздавать специально.
Художнику картины пришлось по-настоящему потрудиться, пожалуй, только в одной сцене - самой страшной — сатанинского ритуала, когда одержимая, беременная Нелл производит на свет бесенка, его бросают в огонь – и Зло вырастает в дьявола…
Надо было придумать, как будет выглядеть только что вышедший из человеческого чрева бес ( бр-р, ужасно!), надо было придумать вертикальное пламя – зловещее, пугающее…
Со всеми этими задачами съемочная группа справилась – зрителю будет реально страшно.
А вот каков посыл этой истории? Верят ли создатели фильма в бесов?
Похоже, к этим вопросам они относятся так же цинично, как и пастор Маркус в начале фильма.
Исполнитель роли Маркуса Патрик Фабиан говорит, что на Карибах однажды видел на плантациях тростниках привидение Джамби – призрака старого раба. А сценарист Гарланд и вовсе лихо шутит:
— Вам рассказать о каком-нибудь ужасе из моей жизни? Моя церемония бар-мицва подойдет?
Пожалуй, самый серьезный человек во всей этой компании - режиссер Даниэль Штамм, который говорит:
— Таких семей, в которых есть вроде бы одержимые дети, — полно в Америке и везде по миру. Люди не знают, как справиться с проблемой – то ли из-за отсутствия образованности, то ли из-за отсутствия веры. Но они страдают! А кто-то на этом наживается… Посмотрев наш фильм, каждый решит для себя – одержима ли Нелл бесом или она просто шизофреничка. Наш фильм – о вере, о ее влиянии на людей, о том, помогает она человеку или вредит…
Похоже, съемочная группа твердо решила, что вера — это опасно.
Значит, дьявол до сих пор не изгнан?
Илона Егиазарова
Источник: www.vokrug.tv/