Был на премьерном показе, слушал режиссёра после, теперь рецензия.
Фильм получил гран-при 21-го кинофестиваля "Кинотавр". И это одно из его достоинств. Много их, достоинств, или нет - напишу ниже. Но посмотреть советую, только при двух условиях. Желательно до "Перемирия" посмотреть ещё какую-нибудь картину Проскуриной, например, "Лучшее время года", для получения необходимого настроя и адекватных ожиданий, потому что лента получилась очень неоднозначная. Во-вторых, почитайте рецензии на этот фильм (не обязательно эту). Неважно, будут спойлерные моменты, нет ли - на удовольствие/неудовольствие просмотра спойлеры не повлияют никак. Ради тех, кто боится испортить себе впечатление, остальную часть рецензии убираю под кат. На оставшемся кусочке добавлю: по жанру сюрреализм, есть откровенные эротические сцены, очень художественные кадры. Замечательный сценарий Соболева.
Картина ни о чём. Совершенно ни о чём, полный ноль, отвращение и с трудом подавляемые рвотные рефлексы. На первый взгляд. И на второй тоже.
Вся загвоздка в восприятии режиссёра. Есть, их немного, но они есть, люди с картинками в голове вместо абстракций. Воспринимают и воссоздают мир, реальность, как образы - без логики, сюжета, направления - мир как мироощущение, и картинка вам в помощь, или видеоряд вам на глаз, чтобы понять, КАК я чувствую и ЧТО. Режиссёр Светлана Проскурина ни одним движением не выбивается из данной категории - чувства, настроение, мироощущение. Это прекрасно, но подобный стиль походя убивает любую взвешенную на весах логики мысль, любую абстракцию, любое интеллектуальное движение должно затаиться, лечь и не дышать, что очень обидно видеть на примере взаимодействия с довольно ироничным и смысловым сценарием Соболева. Это страшная вещь: когда режиссёр не понимает о чём сценарий, а снимает, КАК чувствуется. Когда создаётся система аксиом, в которой вопросу ПОЧЕМУ вообще нет места - я ТАК чувствую, вот поэтому, вот и всё.
На мой взгляд, основной недостаток фильма именно в этом. По нему получится действительно хорошая компьютерная игра (предложил эту идею продюсеру), но не получилось, увы, цельного произведения. Но могу и ошибаться. Эррарум эст.
Между тем сценарий очень хорош, наполнен аллюзиями, перепетыми мотивами, параллелями, - глубок сам по себе, - и прочувственная режиссура Проскуриной полностью убить эти смысловые движения, хвала Небесам, не в состоянии.
Сюрреализм по жанру. Город, которого нет и в который отправляется молодой шофёр. Сюжеты, как им и положено по сюру, начинаются и не завершаются, оставляя законченную недосказанность, приятное мозгам послевкусие. Все они завязаны на жизнь российской глубинки, нынешнюю жизнь: ржавые составы, разворованные пути, плохая вода, плохие дома, блядство, пьянство, разбои и грабежи. Проскурина сказала, что видит в своих героях свет, все они хорошие, всех их она любит. На вопрос о библейских мотивах не ответила, к сожалению, а между тем они очень напрашиваются. Хотя бы в любви режиссёра к героям сквозит новозаветное "возлюби ближнего своего"))) ГГ выступает в разных ролях: Иоанн Креститель, Левий Матвей, Христос, Андрей Первозванный. Божественное откровение сходит с небес в виде удара током высокого напряжения. Шекспировский "Гамлет" плавно становится "Ромео и Джульеттой". А дорога в никуда исчезает вовсе, сменяясь полным отсутствием дороги вообще. После короткой временной петли наступает полный кабзец и кирдык всему, и в финале развёртывается баллистический комплекс.
Основное достоинство картины, на мой взгляд, это сценарий. Наверное, лучше в начале прочитать Соболева "Овраг на горе" - сценарий к фильму, - а потом идти смотреть.
Кстати, услышав историю самого названия "Перемирие", я тихо валялся под креслами. Название придумывали всей труппой, предложил его - вот, не помню, совру, - монтажёр (не режиссёр точно). Режиссёр доискалась в названии - не в сценарии - до глубинных смыслов, дескать, миром сыты уже по горло, до сыта, теперь неплохо бы и ракеты пустить. Любовь к ближнему, фиг ли вы думали?
Вторым достоинством является продюсер картины Сабина Еремеева. Очень. Очень-очень. Очень милая девушка. Сабина, если Вы вдруг, случилось такое насчастие, читаете эти строки, то знайте: с Вами я с удовольствием посидел бы в артхаусном кафе и потрындел о чем-нибудь интеллектуальном и художественном. Вы очень незаурядная и обаятельная девушка.
На мой взгляд, в третий раз - да, заслуга гран-при принадлежит двум людям: сценаристу и продюсеру. К сожалению, не видел картины "Короткое замыкание" (пять новелл разных режиссёров), которую также продюсировала Еремеева, но теперь посмотрю обязательно! Ещё раз, Спасибо, Сабина!