"Центурион" (Centurion)
Всевозможные военные фильмы - вообще мой любимый жанр, а военно-исторические люблю вдвойне. Поэтому, конечно, я никак не мог пройти мимо вышедшего в кино "Центуриона" - фильма по относительно забытой теме Древнего Рима (лет -дцать назад много картин снимали о нём, потом мода прошла). К тому же, фильм подчёркнуто реалистичный, что всегда меня радует, как человека маль-маль в теме.
Правда, не так просто его посмотреть - идёт не во всех кинотеатрах, и сеансов мало. Конечно, когда женская половина может любоваться за Лео Ди Каприо в "Начало", а мужская - на Анджелину Джоли в "Солт", кому нужны немытые бородатые мужики в доспехах? Зал был практически пуст, только какой-то дюже брутальный мужчина притащил на просмотр миниатюрную жену и сыновей, да некие модные молодые люди пришли неведомо зачем.
Фильм посвящён завоеванию Британии, точнее, гибели IX "испанского" легиона - по одной из версий, полёг он именно в Шотландии. Да, опять римляне в Британии - а что делать, британскому режиссёру интереснее история его страны, чем какой-нить Дакии. В центре сюжета центурион (ваш К.О.) Квинтус Диас, единственный выживший после атаки пиктов на римский форт, который отправляется в глубину шотландских горных лесов вместе с тем самым легионом. Увы, всё идёт не по плану - римлян предаёт девушка-проводник из местных, и немногие выжившие оказываются в отчаянном положении. Им предстоит мучительный путь к позициям своих, а по пятам идут злые пикты, желающие отомстить за смерть сына вождя.
Как я уже сказал, фильм снят в реалистичной манере, и дело не только в историчности антуража, доспехов и прочего. Вместо гламурной войны, как в большинстве подобных фильмов (происходит непременно летом, в ясную, сухую погоду, все чистые, сытые, здоровые, радостные), тут совсем другая картина. Мрачная атмосфера, соответствующая историческому моменту. Солдаты устают, мёрзнут, тащат на себе раненых, ради скорости передвижения вынуждены бросать снаряжение. Отдельная тема - питание; на быстром марше, убив оленя, римлянам приходится пить кровь и есть полупереваренный мох из желудка, так как на большее просто нет времени. Вне цейтнота едят собранные грибы, причём большой проблемой становится определения ядовитых. Собственно, фильм неплохо раскрывает тему форсированного марша небольшой группы в условиях хреновой погоды и отсутствия снаряги.
Боёвка, к сожалению, снята плохо - тут Нилу Маршаллу не хватило режиссёрских скиллов и бюджета. Получилось суетно и незрелищно, хотя и относительно реалистично; до "Робин Гуда" того же фильму очень далеко. Зато в кадре очень много кровищи, крупных планов разлетающихся голов, отсекаемых конечностей и прочего - в общем, кино не по-голливудски брутальное.
Да и реалистичный в целом стиль здорово работает на сюжетные эпизоды. Одно дело, когда решение принять финальный неравный бой принимают с пафосным видом ухоженные, холёные голливудские герои в сверкающих доспехах, и пафосными выражениями лиц и под волнующую музыку. Другое дело, когда это происходит, как в "Центурионе" - измождённые многодневной погоней, страдающие от ран легионеры просто не хотят больше бежать, им хочется закончить всё здесь и сейчас, так или иначе.
Конечно, не обошлось и без пары ложек дёгтя, причём разных сортов. Во-первых, совершенно непонятно, почему пылающий ненавистью к римлянам вождь пиктов после гибели сына посылает в погоню всего один маленький отряд, да ещё и сам не принимает участия в действии. Очевиднейший логический косяк. А во-вторых... об этом отдельно.
Опять ОНИ. Женщины-воины. Ну я не могу уже!
Нет, ну я понимаю, что целевой аудитории блокбастеров сиськи в кадре необходимы совершенно. Собсна, я сам ничего против них не имею, когда речь идёт о весёленьком боевичке. Но Бог мой, зачем, зачем это в явно не ориентированном на массового зрителя историческом фильме? Зачем там гламурная Куриленко, размахивающая рогатиной? Зачем ещё одна фапабельная блондиночка, на равных бьющаяся со здоровенным легионером? Мне это серьёзно подпортило общее ощущение от фильма - да, то же самое было в "Робин Гуде", но, во-первых, сие обусловлено исходником, во-вторых - всё же подавалось совсем иначе. Субтильная моделька на позиции крутого рубаки - это ужасно.
В целом же - фильм очень хорош. В нём нет эпичности, лоска, и, чего уж там, профессионализма Голливуда - зато есть реалистичность, достаточная мера историчности. А главное - всё это выгодно работает на картину как художественное произведение, а не выглядит самоцелью. Так что, если вам по нраву брутальные военно-исторические фильмы, идти в кинотеатр надо обязательно.
SPQR!