Призрак / The Ghost Writer (2010) Р. Полански
Сказать, что глобализация дотянула руки до старика Поланского будет неправильно - ведь он и создавал современный голливудский фильм. Приехав в США, он, подобно немцам, привез с собой не только умение строить увлекательное действие, но и добавил в пресное, но сытное американское изделие эротики, черного юмора, насилия и прочего постмодернизма. В "Призраке" он удивительным образом импортирует все то, за что мы любим Голливуд 80-х, в европейскую копродукцию.
"Призрак" типичный нео-нуар, как его понял не сам Полански в "Китайском квартале" (1974), а его последователи - Каздан, Петерсен, Хэкфорд, Рэфелсон, Скотт, Манн. Главной особенностью нео-нуара становится не эффектный мрачный кадр, а прежде всего акцент на материальном и телесном. В нео-нуарах особенно хорошо прочувствована эта сторона жизни персонажей, поэтому режиссеры так любили жаркий летний климат, красивые автомобили, элегантную одежду и дорогую обстановку.
Политическая линия не должна смущать, безымянный герой Макгрегора, обработчик чужих мемуаров, такой же лох и неудачник, которого можно купить за деньги, а расстегнув халатик, так и вообще обвести вокруг пальца. Издательство нанимает его доделать мемуары бывшего английского премьер-министра Лэнга (Броснан), представляющие собой груду листов убойного снотворного действия. В роскошном доме Лэнга на восточном побережье США, Писатель знакомится с ним самим, его женой Руфь (Уильямс) и секретарем Амелией (Кэттрол). За огромными окнами дома - мрачный зимний залив, в котором утопился предшественник Писателя, давний соратник Лэнга.
Понятно, что Лэнг это Тони Блэр (хотя мне он больше напомнил Буша в исполнении Бролина), муссируется тема с ЦРУ, иракскими террористами, нарушением прав заключенных, военными корпорациями, но это всего лишь фон, типа лос-анджелесского водопровода.
Главное в фильме это Броснан, Уильямс, Кэттролл и Макгрегор в четырех дорогущих стенах и североамериканская непогода. Макгрегор - пришибленный алкаш, Уильямс - несчастная красавица, жена-брюнетка, Кэттролл - самодовольная блондинка, Броснан - дебил-муж. А какие роскошные окна в доме Лэнга - стеклянная стена бесшумно отделяет уют кабинета от царящей на печальных дюнах непогоды. Суровая охрана и иностранная прислуга! Дорогой алкоголь! Местами Полански идет даже по стопам Михалкова, снимая рекламный клип BMW.
Вот казалось бы животрепещущая политическая тема, но Полански знает, что через 10 лет это никому и даром не надо будет. Поэтому в "Призрак" напихано такое количество увлекательных фишек, типа отельной девушки отчего-то в старинном голландском стиле или вот эти руки передающие записочку. Место ему не в политизированном Берлине, а в заигрывающей с маскультом Венеции.
Политическая сатира? Очень местами. Фильм смешной и напряженный, главные герои либо идиоты, либо ими кажутся. Сюжет мне все-таки показался несколько пустоватым, темы секса и алкоголизма не совсем раскрыты. Но за нос водят зрителя до самого конца и финальный твист превосходен.
Конечно, это не один из лучших фильмов Полански, а один из лучших у братьев Коэнов. И в десятку нео-нуаров он входит точно.