На фоне, пожалуй, всего того шлака, который заполнил российский телевизионный эфир процентов эдак на 90, иногда все-таки удается испытать чувство глубокого удовлетворения от полуторачасового времяпровождения перед злосчастным зомбоящиком.
И я бы даже вел речь не только об удовлетворении, но еще и о том, что кажется после телевизионного просмотра совершенно невероятным – ощущении, что прикоснулся к чему-то совершенно прекрасному, чудесному и неповторимому. Но, ближе к делу…
Первый канал взялся показывать вечерами современное французское кино. И это просто замечательно, ибо фильмы попадаются, действительно, замечательные. В частности – фильм "Concertul" (Концерт) румынского режиссера Раду Михайляну, завоевавший звание «Лучший европейский фильм 2010 года» - итальянский эквивалент американской премии Оскар.
Несколько слов о режиссере. Раду Михайляну – выходец из еврейской семьи, многие члены которой погибли во время Холокоста. В 1980 году Раду Михайляну эмигрировал во Францию. Он закончил институт высших кинематографических исследований и снял несколько короткометражных лент. Дебютировал как режиссёр полнометражным фильмом «Предательство» в 1993 году, получившей награды нескольких престижных международных кинофестивалей. Международное признание ему принесли картины – «Поезд жизни» (1998, приз жюри ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале) и «Приди, увидь и стань» (2005, приз экуменического жюри и приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале, «Сезар» за лучший сценарий).
И вот – 2009 год, и фильм «Концерт». Сюжет прост – дирижер Андрей Филипов был восходящей звездой Большого театра. Но был выгнан с позором, отказавшись убрать из ансамбля музыкантов еврейского происхождения. Все меняется в тот день, когда Андрей, уже в качестве уборщика, спустя 30 лет, видит факс, в котором оркестр Большого театра приглашается в Париж.
В фильме снялось много замечательных актеров - Алексей Гуськов, Мелани Лоран, Дмитрий Назаров, Валерий Баринов, Франсуа Берлеан, Миу-Миу, Лионель Абелански, Лоран Бато, Анна Каменкова, Влад Иванов, Александр Комиссаров.
В кино есть немало абсолютно гениальных эпизодов. И главное – трогательных. И это такое простое и понятное, казалось бы, слово «трогательный» имеет лично для меня ключевое значение. Потому что трогательность – это то самое качество, которое начисто утрачено и российским телевидением, и кинематографом, про эстраду вообще молчу.
Не ожидал такой игры от Алексея Гуськова. Простоватый какой-то актер. Странный, и… очень хороший. А в союзе с прекрасной и обворожительной Мелани Лоран, можно сказать, что и.., нет – не гениальный, но очень талантливый.
Фильм насыщен классической музыкой, которой, в общем-то, часто не хватает в начале, зато с избытком представлено в конце. Сцена исполнения концерта Чайковского для скрипки с оркестром, к которой и идет, собственно, дело в течение всего фильма – не может оставить равнодушной.
Прекрасное русское кино, снятое евреем румынского происхождения, проживающим во Франции. С помощью группы сценаристов в лице Раду Михайлеану, Мэтью Роббинса, Ален-Мишель Блан и других.
Вообще, в фильме очень много по-настоящему пронзительных моментов, но это вы, друзья, оцените сами, если, конечно, возникнет такое желание посмотреть это, на мой взгляд, стоящее кино.
Меня очень зацепил эпизод, когда солистка в исполнении Лоран с недоумением слушает национальную импровизацию цыгана-скрипача, переходящую в потрясающе исполненную классическую мелодию.
«Концерт» так же получил две награды «César» за лучший звук и лучший саундтрек. Фильм был также отмечен четырьмя наградами Gopo за лучший сценарий, лучший оригинальный звук, лучший грим и прически.