Сегодня я хочу обсудить сериал "Школа" Валерии Гай Германики. Я сразу выскажу два тезиса по поводу данного сериала, а потом раскрою их суть и обосную их.
Тезис 1. Сериал "Школа", несмотря на то, что показывался по главному телеканалу в прайм-тайм, не является мейнстримом - это именно альтернативное кино.
Тезис 2. Ни одна из точек зрения относительно сериала, прозвучавших публично, не верна, ни одно из мнений критиков не передает полную картину и не раскрывает сути сериала.
А теперь обо всём этом более подробно.
Сериал "Школа" показал, что картинка из телеэкрана может быть иной. Живой, правдивой, искренней, небезразличной. Весь современный кинематограф по большей части заточен под то, чтобы веселить и удивлять обывателя, поражать его воображение и щекотать нервы. Что уж там говорить, это далеко не то, что мы обычно вкладываем в понятие искусства и тем паче талантливого искусства. Под ним хотелось бы понимать способность высекать эмоцию в человеческом сознании, словно искру, и ощущать послевкусие. Рождать внутреннее волнение, смятение, негодование, сопереживание, чувства тоски и грусти по миру героя, чувство сопричастности к сюжету картины. Ни американские блокбастеры, ни ситкомы не могут дать и толики всего того, что дает настоящее киноискусство. Они хорошо идут под попкорн, но плохо идут под умного человека.
И вот появился сериал "Школа" - тот, который заставил взглянуть на мир по-другому, почувствовать его, понять, что то кино, которое обывателю показывали раньше, не единственное. За рамками, в которых его загнало масс-медиа, есть что-то ещё. Что-то непонятное, необъяснимое, но удивительное и притягательное. И обыватель потянулся к этому. Потому что для него открылась новая дверь, новая грань, новое измерение. А это всегда интересно.
И вот мы медленно, но верно, подошли ко второму тезису. Вопиющей дерзостью, наглостью и журналистской некомпетентностью и бездарностью было в самом начале показа сериала заявить о том, что сериал пошлый, низменный и негативный, недостатки школьников и учителей в нём гиперболизированы и доведены до гротеска. Посмотрев от начала до конца все 69 серий и получив от этого колоссальное удовольствие, ваш покорный слуга может смело вас заверить в том, что в основе фильма лежит вовсе не попытка обезобразить славный образ учителя и очернить, унизить современного школьника, сделав из него быдло, а стремление рассмотреть в каждом человеке личность и часть социума.
Да, да, всё в точности до наоборот - не так, как говорили журналисты. Фильм глубокий, разносторонний, местами трагичный, но местами и светлый. Личность каждого из главных героев раскрыта настолько полно, анализ его внутренний переживаний проведен настолько глубоко, что режиссеру впору выдавать за это "Оскар". Жизнь каждого из героев рассматривалась не только и не столько как самостоятельная единица, сколько как результат взаимодействия обстоятельств, будь то работа, семья, окружение, коллектив, внутренние противоречия и темперамент. Мы легко можем увидеть и понять, чем мотивированы герои, чем они живут, что ими движет и заставляет совершать те или иные поступки. Кроме того, сюжетная линия находится в постоянном развитии, и на глазах у зрителя судьбы героев подвергаются все новым и новым испытаниям. Кто-то их выдерживает, кто-то нет.
"Школа" - это фильм о тоске по любви. О том, как трудно найти человека, для которого ты, твой образ мысли и твои проблемы будут близкими и нечуждыми. О том, как не понимают и не хотят понять друг друга отцы и дети, учителя и ученики, представители разных субкультур, а иногда и лучшие друзья. В целом это такой фильм, над которым хочется размышлять, из которого хочется делать выводы, после которого больше ценишь и любишь то, что у тебя есть, твоих родных и близких, фильм, о котором, посмотрев его раз, почти невозможно забыть уже никогда.
Поэтому весь социально-политический резонанс, который возник на почве идеологического ханжества российских чиновников и общественных деятелей, не имеет под собой основания. В девяти случаях из десяти сериал подвергался критике со стороны тех, кто не посмотрел и пяти серий. "Не смотрел, но осуждаю", - под таким лозунгом проходила в СМИ вся "анти-школьная" кампания. Нередки были случаи, когда в какой-либо передаче собирались десять "авторитетных" людей, и, доказывая, что школьники на уроках не кричат и не ругаются, сами устраивали такой галдёж и и истерику, сдобренную взаимным перебиванием друг друга и неуважением к точке зрения оппонента, что становилось ясно - все эти "депутаты" и сами недалеко ушли от уровня тех самых школьников. А еще и пытались что-то импровизировать и здраво аргументировать, не имея за плечами просмотра хотя бы пары серий. Все это, опять же, очень напоминало классический сюжет, когда ученик не выучил задание, а его зовут к доске. И это депутаты! Они пытаются доказать, что в российской школе нет такого, что показала Германика, хотя сами в десять раз глупее и хуже тех самых школьников из сериала, вместе взятых!
И пусть мои слова будут для кого-то слишком громкими, но я считаю, что шедевр, который сняла Валерия Гай Германика, заслуживает такого же места в истории отечественного искусства, как работы Фёдора Достоевского. По глубине психологизма и противоречий внутреннего мира главных героев её произведение ничем не уступает работам великого русского классика. И я советую каждому, кто ещё не познакомился с удивительным миром сериала "Школа", отложить в сторону все дела и приобщиться к прекрасному. Просто потому, что оно того стоит.
Максим Лобанов © special for drugoe_kino