ЯК ТЕБЕ НЕ ЛЮБИТИ, КИЄВЕ МІЙ. «Приятель покойника» (1997, реж. Вячеслав Криштофович)
За исключением таких оголтелых фанатов российского кино второй половины восьмидесятых тире девяностых годов, как я, этот фильм может быть интересен также киевлянам и гостям города, влюбленных в его географию и мифологию. Я сочетаю в себе все эти качества, а потому давно искал в магазинах «официальный» диск с ремастированной копией.
К сожалению, это единственная украинская картина последних 15-20 лет, в которой можно увидеть родной город. Как известно, если в Украине и снимают кино, то исключительно с прицелом на «Оскар». Криштофовичу, который явно не ставил перед собой такую задачу, удалось не только снять действительно неплохой фильм.
Режиссеру удалось гораздо большее – что не получилось, например, у «оранжевых» политиков: показать своеобразие киевлянина, передать дух и атмосферу Киева, показать свою страну не полудиким краем, где казаки в шароварах танцуют боевой гопак, а «дівчини співа гуртом».
А европейским городом с уникальной (тогда еще) архитектурой, неповторимой ментальной его обитателей, которые согласны сидеть без работы вообще, чтобы не вкалывать за копейки, а последние «купоно-карбованці» чинно потратят на кофий в кофейне на Андреевском. (Надо же, сколько там было выпито, и не только кофе, а не могу вспомнить, как это кафе называлось.)
«Приятель покойника» - это очень симпатичный миф о городе, которого больше нет.
Это город с сердобольными барменшами, наливающими в кредит, и проститутками, которые не возьмут с тебя денег, если ты хороший парень и сидишь на мели. Киевские Рэмбо живут в Пуще-Водице и ловят на досуге рыбу. (В Пущу, если вы не в курсе, ходит трамвай – рельсы проложены прямо посреди леса, честное слово.) Даже киевские наемные убивцы - это очень обаятельные люди, которые в перерыве между отстрелом плохих парней нянчатся со своими годовалыми детишками.
Этот фильм мог бы стать визитной карточкой нашей страны – если его показывать, например, на всякого рода международных выставках, представляющих Украину. Но не покажут, само собой.
Другое несомненное достоинство «Приятеля покойника» в том, как интеллигентно, с добродушной иронией показаны проблемы пролетария умственного труда в переломную эпоху - в отличие от язвительного, карикатурного «Макарова» (1993, реж. Владимир Хотиненко, сцен. Валерия Залотухи) и других картин, в которых интеллигент показан едва ли не идиотом. У Александра Лазарева-младшего получился очень симпатичный персонаж - со всеми денежными и семейными проблемами (которые проистекают из денежных), странными подработками на не менее странных людей, портвейном и дуракавалянием. В Толике из «Приятеля покойника» каждый из нас может увидеть себя лет 12-15 назад. И это тоже подкупает.
На фото - Татьяна Кривицкая: киевские проститутки не настолько суровы.
Теперь перейдем к недостаткам. Их два, и оба существенные. Первый – это кинематография: такое впечатление, что смотришь телесериал. Другой недостаток – это сценарий А. Куркова, основанный на его же романе «Милый друг, приятель покойника». Если кто не знает, А. Курков – это автор бестселлеров, ориентированных преимущественно на западную читающую публику (надо полагать, они покупают его романы из этнографических соображений).
Проблема в том, что сюжет книги - и сценария - невозбранно украден у Аки Каурисмяки.
Был у него такой фильм «Я нанял убийцу» (1990, сцен. А. Каурисмяки), в котором клерк, разочаровавшийся в жизни, не может найти в себе силы покончить с собой и нанимает киллера. (Роль клерка исполняет Жан-Пьер Лео – тот самый мальчик из «400 ударов».)
Жан-Пьер Лео в фильме Аки Каурисмяки "Я нанял убийцу"
«Я нанял убийцу» был снят Каурисмяки в Англии и на английском языке, А. Курков, прекрасно знакомый с британской культурой (он переводчик по образованию, женатый на англичанке), не мог не знать этот фильм. Но одно дело роман, а другое дело – фильм: здесь ситуация с заимствованным сюжетом выглядит гораздо более пикантной.
Впрочем, для фильма производства киностудии им. Довженко, ЕВПОЧЯ, это все пускай и досадные, но все же мелочи. Главное здесь, как говориться, не победа, а участие.
Кстати, украинских зрителям будет интересно посмотреть этот фильм не только ради локаций. В эпизодических ролях снялся известный телепродюссер Алексей Бондаренко (еще с шевелюрой), шоумен Антин Мухарский (он покупает бутылку «Абсолюта» и франковец Алексей Богданович, народный артист Украины, которому, впрочем, доверили роль даже без слов.