ПАРЕНЬ ИЗ НИОТКУДА



Биографическими фильмами, а тем более кинобиографиями знаменитых музыкантов, наш прокат не избалован. Потому новая британо-канадская картина «Стать Джоном Ленноном», особенно учитывая летнее затишье в прокате, может представлять некоторый интерес для меломанов, особенно для фанатов «Битлз».
В оригинале фильм называется Nowhere Boy – довольно сложная конструкция для адекватного перевода (парень из ниоткуда, парень-нигде), но намного более соответствующая всей истории, ведь, во-первых, здесь напоминание про одну из самых известных битловских песен Nowhere Man (кстати, так же - Nowhere Man – называется вызвавшая противоречивые отклики книга о последних годах жизни Леннона, изданная в 2000 году), а, во-вторых, в этом завязка фильма. В первых же кадрах видим Джона, веселого шалопая-старшеклассника, которого поучает строгий учитель, мол, с таким поведением ему не светит ничего интереснее работы в доках, – то самое nowhere – на что будущая рок-звезда с достоинством отвечает: «Нигде» полно гениями, сэр. Потому что я, возможно, принадлежу этому месту».
В основе сценария - книга сводной сестры Джона Леннона Джулии Бейрд «Представьте это: Взросление с моим братом Джоном Ленноном». А собственно сам сценарий написал Мэтт Гринхэлг, который работал также над нашумевшей лентой "Контроль" о жизни еще одного британского музыканта с трудной судьбой - вокалиста группы Joy Division Йена Кертиса. Как признается сам Гринхэлг, после "Контроля" он не хотел браться за очередной сценарий о рок-звезде, но история семейных перипетий Леннона увлекла его, а то, что драма эта сформировала будущего легендарного "битла", сделало работу над фильмом еще более захватывающей.
Режиссер фильма – британская художница Сэм Тейлор-Вуд – доселе была известна благодаря сериям концептуальных фотографий (например, цикл «Плачущие мужчины») и экспериментальным работам в формате видеоарта. Важно подчеркнуть, что видеоарт – это жанр, принципиально отличный от кино, предназначенный для демонстрации в галерейном, музейном пространстве, не предполагающий ни актерской игры, ни даже связного сюжета – по сути, видеокамера в данном случае заменяет художнику кисть. Однако в последние годы наметилась тенденция перехода видеоартистов в большое кино – здесь можно назвать несколько имен.
Тейлор-Вуд (кстати, она выставлялась в киевском PinchukArtCentre, а в 2007 году в составе группы художников представляла Украину на Венецианской биеннале) уже попробовала себя как режиссер: в 2006 году сняла эпизод для скандального арт-порно-альманаха «Запрещено к показу», а ее 15-тиминутная работа «Love you more» (2008 г.) попала в короткометражный конкурс Каннского фестиваля, удостоилась особого упоминания на фестивале независимого кино «Сандэнс» и номинировалась на главную британскую кинонаграду БАФТА. «Стать Джоном Ленноном» - ее полнометражный дебют.
Собственно, nowhere здесь – ключевое понятие. Тейлор-Вуд и Гринхэлг пытаются преодолеть биографический стандарт, превращая историю рок-успеха в семейную драму, в которой Леннон (Аарон Джонсон) и предстает таким себе ребенком ниоткуда: ведь его воспитывает тетя Мими (Кристин Скотт Томас), а свою мать (Анн-Мари Дафф) – которая живет всего в нескольких кварталах – он почти не помнит. Эту странную и очевидно тяжелую для всех сторон ситуацию режиссер полагает в основу фильма.
Заметно, что к делу Тейлор-Вуд подходит со всем тщанием и старательностью дебютанта, пытаясь угодить сразу и массовому зрителю, и критикам. К середине фильма слезы начинают литься все более обильно, в этом ливне «Стать Джоном Ленноном» тонет на манер мыльной оперы. Актеры зачастую играют соответственно – согласно всем лекалам мелодрам, с преувеличенной аффектацией, все равно, изображают они горе или радость. Слез много, а настоящего драматизма недостаточно. Джон все решает, кто его настоящая мама – Джулия или Мими, хотя с этим ясно почти сразу. В целом, несмотря на обилие событий – две смерти, масса разговорных сцен, фамильных ссор и музыкальных номеров – на содержательном уровне от картины остается ощущение короткометражки, растянутой на полтора часа.
К сильным сторонам следует отнести безупречную композицию кадра, изысканную визуальную сторону (чувствуется, что снимала художница), качественные музыкальные сцены и талантливых, несмотря ни на что, актеров: хороши и Аарон Джонсон, и Анн-Мари Дафф, и, особенно, Кристин Скотт Томас – свою Мими она показывает подчас истинно трагической героиней; среди «детских» ролей запоминается неожиданно трогательный Томас Сангстер в роли Пола Маккартни.
Сносный как дебют, кинематографически этот фильм все же невелик. Но если слово «Битлз» или аккорды ранних рок-н-роллов вызывают у вас активные эмоции, то посмотреть стоит.

Дмитрий Десятерик

URL записи