«Гетера хочет мужика?..
И, встав с обидой с оттоманки,
Со славой вечной лесбиянки
Сафо идёт через века…»  
                                                           (отрывок из стихотворения неизвестного автора)

Украина, 2008 г.

Режиссер – Роберт Кромби

В ролях: Авалон Берри, Тодд Солей, Людмила Ширяева, Богдан Ступка, Елиссаиос Влахос, Вассилис Психоуепоулос, Оксана Осипова, Сергей Косенко, Анатолий Семенов

    

Это история о любви без границ и всепоглощающей страсти. Любовь и страсть здесь сильнее всего на свете – сильнее морали, предрассудков, семейных уз… Любовь женщины всегда иррациональна, и все становится еще более сложным, когда женщина влюбляется в женщину.

Мне сложно было бы называть этот фильм скандальным или революционным, потому что в сравнении с тем, что сейчас снимают на постсоветском пространстве, фильм «Сафо» подобен благоухающей розе. Правда. 

Действие «Сафо» происходит, как ни странно, на самом острове Лесбос, родине великой поэтессы Сафо. (На время съемок в остров Лесбос превратился Крымский полуостров. Кроме крымских пейзажей и Богдана Ступки мне лично ничего бы не навеяло мысль о том, что фильм украинский. И режиссер – англичанин, и актеры – американцы, русские и греки&hellip Сафо жила и творила в шестом веке до нашей эры, и по месту своего рождения она действительно была лесбианкой. Но так уж сложилось, что для большинства из нас Сафо – поэтесса, воспевшая однополую любовь, женщина, любившая женщин, лесбиянка… На самом деле вклад Сафо именно в литературу огромен. Ее творчество входит в программу обучения наших филологов и лингвистов, ее стихи издают, читают и перечитывают. Поэзия Сафо необыкновенно эмоциональна, богата и вместе с тем легка и высока. Сафо писала не просто стихи, она раскрывала свою душу, свое самое сокровенное, и от того ее поэзия прекрасна. К тому же Сафо ввела свой собственный, новый стихотворный размер.

По сюжету фильма главную героиню зовут Сафо, и это, конечно же, не случайно. Не ждите обилия сцен девичьих ласк, хотя они там будут. Но если бы меня спросили, о чем фильм «Сафо», в двух словах, то я бы ответила – о том, как искусно настоящие русские девушки устраивают свое удачное замужество.

  

Ведь этим миром никогда не будут править поэтессы.

Сафо – молодая, красивая, богатая наследница, отправляется в свадебное путешествие со своим супругом Филом. Они счастливы, и жизнь их кажется легкой и прекрасной. Фил – художник, он пишет картины, но остается пока непризнанным творцом. Он пишет красоту. Фил души не чает в своей любимой Сафо, восхищается ею и способен принять всё, что бы она ни сделала. Сафо же оказывается более подвержена страстям, чем муж. Едва только став женщиной, она становится ненасытной, начинает желать и воплощать в жизнь свои необычные фантазии. И тут она встречает Хелену. Хелена Орлова – эмигрантка из России, она живет на Лесбосе со своим отцом-ученым. Хелена открывает Сафо новый мир, мир той, древней Сафо, и он становится миром нашей героини. Она обретает свободу, свободу любить. Сафо теряет голову…

История Сафо трагична, потому что свободная любовь не приносит ни удовлетворения, ни счастья, ни даже самой свободы. Сафо оказалась лишней в любовном треугольнике, который создала сама. А Хелена… Хелена подобна музе или даже богине – она вдохновляет, её воспевают, ей воздают славу, но всё, что ни делается, по-прежнему лишь в её власти.

Не верьте тем, кто говорит, что фильм не хорош. Он, безусловно, не сравним с творчеством великой поэтессы древности, но, тем не менее, получился ярким и довольно качественным.

Он понравится вам, если вы захотите увидеть и понять мятежную душу, пылающее страстью сердце и непознанный внутренний мир Сафо.

Постскриптум. В качестве эпиграфа взят отрывок стихотворения «Сафо», прочтенного мной несколько лет назад в одном из литературных изданий. Буду очень благодарна, если вы напомните имя автора и само стихотворение целиком. 

 




URL записи