На лето решили, что клуб киноУХО будет работать в "спящем" режиме, без сложнопостановочных интерактивных мероприятий. Просто кино, и все. Лето, отпуска, уикэнды с четверга по понедельник, народ не соберешь.
И первым пробным шаром запустили "Метрополис" Фрица Ланга. Чтоб посмотреть, придет кто, нет.
Ну да, предложение такое, вызывающее резонные сомнения: 3-х часовой немой фильм 1927 года выпуска. Киноведы и всякие киноманы, конечно, слышали о нем, а то и видели в учебной программе ВГИКа. Да и те призадумаются. Потому что версия, раньше доступная к просмотру, была неотреставрированной, попиленной, ну – старая пленка, все себе представляют. Смотреть на нее 3 часа подряд – любое удовольствие от гения Ланга затмит простое физическое напряжение зрительного нерва.
Но мы-то знали!
Что новая, отреставрированная и дополненная до первоначальной, версия только что стала доступной – да еще и в сопровождении симфонического оркестра, который сопровождает "Метрополис" с подробностью балетной партитуры – здесь героиня прикрыла глаза, лирически запели скрипки… а вот – боевая сцена бунта против машин, духовые с ударными создают какофонический индустриальный марш… И развернутые пояснения-титры, опять же, вызывают сходство с балетом (как будто либретто сопровождает действие) и лишают зрелище уже последних следов невнятности, неясности…
В общем, героические члены киноклуба, отважившиеся на знакомство с "Метрополисом", были вознаграждены – главным образом тем, что героизм им, по большому счету, и не понадобился. Зрелище, вопреки ожиданиям, оказалось захватывающим, цельным, внятным и пронзительным.
Никаких усилий над собой, к которым, чего скрывать, частенько готовится зритель кинематографического шедевра, так вот, никаких усилий "Метрополис" от зрителей не потребовал. И, как ни трудно в это поверить, 3 часа просмотра – с антрактом, оркестр прерывался, согласно своим оркестровым правилам, на продувку инструментов, а мы в это время почаевничали – 3 часа пролетели на одном дыхании. Как при просмотре "Аватара" .
Вообще с "Аватаром" много сравнений возникло. То есть "Аватар" с "Метрополисом" выстроились в один ряд, в который, правда, трудно поставить что-то еще – ничего в голову не приходит. А, вот! – "Обитаемый остров" (один и два), хотя он и плохой, но хотел быть именно в этом ряду. Мегамифы об устройстве мира, приходе пришельца и преобразовании мира на новых основаниях. Мегамифы как по содержанию, так и по форме: большой формат, большой бюджет, множество новаций визуальных и технологических в производстве фильмов.
Так вот, созданный в немом 27-м киногоду, "Метрополис" совершенно не уступает по выразительности и мощи "Аватару", потому что главным выразительным средством в нем все-таки является сила разума и таланта его автора, которая поражает, восхищает и наполняет гордостью за род человеческий. Это ж надо было замахнуться на такое! Это ж надо было для не очень-то продвинутого германского населения 27-го года соорудить такой циклопический проект!
Многотысячная массовка, фантастические декорации – все это макеты, все это сделано вручную, а потом разрушено – на наших глазах, в кадре. Сотни детей, тысячи взрослых, несколько сотен из них - побрились на лысо – для одной только сцены строительства Вавилонской башни…
Какой энергией, каким организаторским даром надо обладать, чтобы это вообразить, задумать только – и воплотить, довести до конца, построить и снять все намеченное, все сюжетные линии, все идеи, всех персонажей.
Конечно, нам сейчас смотреть "Метрополис" изрядно помогали … знакомые сцены. То есть сцены из "Метрополиса", растащенные на киноцитаты по другим фильмам. Начиная – нет, не с "Пятого элемента" даже, хотя он первый и приходит в голову (вместе с квиновским"Radio Ga-Ga").
Но по хронологии первыми встречаются сцены из нашей детской Кошеверовской "Золушки". И в них нет ничего такого уж оригинально "Метрополисовского", с копирайтом, как циклопический футуристический мегаполис с эстакадами и развязками на уровне пятидесятых этажей и кучей маломоторной авиации, снующей туда-сюда между этими эстакадами и этажами… Нет, всего лишь сцена на балу с распорядителем танцев в очках – помните? И та сцена, когда наш сусально-положительный Принц ищет Золушку в лесу, а она прячется от него за деревом с охапкой хвороста в обнимку?
Так вот, эти две сцены Кошеверовой, режиссеру "Золушки2, как будто музыка навеяла – настолько они похожи, и Принц наш в его коротеньких штанишках – вылитый главный герой "Метрополиса" Фредер.
А сама история Фредера уже как будто навеяна "Сиддхартхой" - это такая перенесенная в современность история древнеиндийского принца, который рос в холе и неге среди прекрасных садов, занимаясь науками, искусствами и спортом, и с реальным миром столкнулся вдруг, внезапно, когда стал уже вполне взрослым человеком. Сиддхартха увидел нищего, больного и мертвого, утратил профанный оптимизм и пошел искать лекарства для исцеления мира от неизбежного зла. А потом стал Буддой.
Здесь, в кино, сын правителя Метрополиса – практически главного города цивилизации, супер-мегаполиса, в котором сконцентрировано производство всех благ этой цивилизации, живет себе-поживает и не знает, откуда все эти блага проистекают, которыми он в свое удовольствие пользуется. Поэтому его придурковато-счастливый вид вполне оправдан: он – не "золотая молодежь", цинично прожигающая отцовские капиталы, он добрый и хороший мальчик, но – не информированный и не любопытный.
А потом он узнал – под их прекрасным футур-полисом – этаж машин, на котором и происхоит производство ценностей и благ. Туда огромные лифты поднимают на смену рабочих – целыми сменами по нескольку тысяч человек, (громадная серо-черная когорта обезличенных людей, двигающихся в заторможенном ритме из пинк-флойдовской "Стены" - оттуда же, из "Метрополиса"), поднимают с самого нижнего этажа мира, где рабочие и живут. И работают они буквально до потери пульса. И нет им ходу наверх, несмотря на всю вертикальную мобильность в виде лифтов.
Ладно, жалко даже рассказывать, скажу только, что ни о какой коммунистической пролетарской пропаганде и речи нет, все гораздо сложней. Рабочие представлены как достаточно легко подрываемая масса слабо осознающих свои истинные интересы людей, которыми легко могут рулить в своих интересах те, у кого на это хватает ума.
А еще – клонирование погибшей возлюбленной, вставшей между правителем Метрополиса и его лучшим другом – сумасшедшим изобретателем. Железный человек, управляемый извне, засланный в стан врага с целью провокации.
Про сумасшедшего изобретателя как одного из главных действующих персонажей я уже сказала.
Фредер, по следам Сиддхардхи Гаутамы, станет таким пришельцем-посредником между верхним и нижним мирами.
Еще – два близнеца: святая и грешница. И еще одна подмена: сын правителя меняется одеждой с простым рабочим, Принц и Нищий.
Танец Вавилонской блудницы, Смерть и Семь Смертных Грехов, спасение детей, блэкаут и видео-конференция в 27-м году, и все это для того, чтобы примирить и найти компромисс между разумом и руками, между хозяевами и рабочими, между трудом и капиталом.
Что тут скажешь? Фриц Ланг его не нашел. Компромисса, удовлетворяющего нас, зрителей начала 21 века. Фантастические сцены с Молохом-производством, которые решены уже совершенно как современный фильм-балет с индустриальным дизайном, повисают в воздухе и не находят решения. Прекрасная девушка Мария, которая стоит в центре повествования, которая и обучает детей рабочих, и для самих рабочих на самом нижнем этаже, в катакомбах, устроила такую церковь примирения с верхними, по ее же образу и подобию была сотворена железная женщина-соблазнительница-провокаторша…
Так вот, когда все разобрались, эта хорошая Мария соединила руки Правителя и предводителя рабочих в крепком рукопожатии, типа "Это может стать началом хорошей мужской дружбы!" Ну, как бы профсоюзы нас рассудят и образуют необходимую систему сдержек и противовесов… Правда, в 27-м году это, может быть, был такой очевидный выход. А сейчас уже нет.
Но несмотря на сомнительный по идее финал, сам фильм в своей многоступенчатости и глубине (буквальной! Не зря этот нижний этаж, на котором живут рабочие, называется Глубиной, или Дно), очень сильно встряхивает сознание. Зримым примером того, о чем и как могут думать, размышлять, переживать люди.
"Метрополис" провалился в прокате, киностудия прогорела, Фриц Ланг обанкротился. Но дело его живет.
"Метрополис". Огромный, мощный, прекрасный, как… вот не как Охтинский мост, а как Кельнский собор. На века.
Посмотрите этот фильм!
Чудесный и мощный Метрополис - Верхний город
Встреча у фонтана. Фредер, развлекаясь в Вечных садах, случайно видит...
... Марию - девушку из Глубины, воспитательницу детей рабочих и самих рабочих.
Фредер спускается вниз. Средний город - производство...
... Молох пожирающий рабочих...
... Вот какова реальность на самом деле! Я не знал!...
Папа - хозяин Метрополиса: все под контролем.
Папа, Изобретатель и Робот (лже-Мария, будущий провокатор)
Клонирование Марии...
Само коварство - провокатор готов действовать.
Лже-Мария покоряет Верхний город (Танец Апокалипсиса)
Сходка рабочих в подземной часовне...
Робот-правокатор кидает в массы лозунг - "К оружию, граждане!" Звучит тема Марсельезы
Машины разрушены рабочими. Нижний уровень, на котором остались все дети, затапливается. Душераздирающая сцена спасения детей...
Но все закончится хорошо. По-моему, единственная жертва в фильме - несчастный рабочий "11811", убитый своими же при попытке защитить Фредера.
И еще - совсем сошедший с ума Изобретатель.