Есть режиссеры, которые всю жизнь снимают один фильм.   При этом разные куски этого фильма живут своей жизнью, снимаются в разных странах, получают призы, одни ожидает успех, другие   -   забвение, но это один большой сериал).    Вот, например,  американка Кэтрин Бигелоу и немец Вольфганг Петерсен всю жизнь снимали воду, водную стихию.

Да, это тот самый Петерсен, который, уже переехав в США,  снял "Идеальный шторм" и "Посейдон".  Забавно, что оба фильма я посмотрела в разные годы, не обратив внимание на фамилию режиссера  (запоминать фамилии режиссеров голливудских блокбастеров  -  совершенно излишняя роскошь), но они мне сразу показались похожими). И вот теперь, после просмотра "Подводной лодки" Das Boot, всё встало на свои места...



Фильм снят почти 30 лет назад по роману Лотара-Гюнтера Буххайма.  В 1942-ом году  тысячи немецких субмарин, чьё наименование неизменно начиналось с буквы U (от Unterseeboot   -   "подводная лодка", ежедневно отправлялись на уничтожение английских, американских, русских судов. В фильме такая субмарина выходит в Атлантику на перехват английских морских конвоев, а потом получает роковой приказ прорываться через Гибралтарский пролив в Средиземное море.  Разумеется, получает повреждения, "несовместимые с жизнью"    -     затоплены практически все отсеки, Титаник отдыхает    -   но благодаря героизму и слаженной работе команды под руководством отважного капитана  (в исполнении молодого бородатого Юргена Прохнова), разумеется, делает невозможное    -   всплывает.  И вот когда уже все спаслись, экипаж приветствует и поздравляет командование, фанфары и ура    -   весь экипаж лодки уничтожается с воздуха, британской авиацией.  Короче, все умерли. 

Вроде вот такой несложный, банальный военный сюжет,  90% действия разворачивается в тесном полутемном пространстве субмарины.  И тем не менее фильм смотрится с нарастающим изумлением, и только в конце понимаешь, что же тут не так)).  Ведь все эти замечательные герои-бородачи, являющие чудеса мужества и взаимовыручки, верные воинскому и гражданскому долгу, которым сочувствуешь, за которых переживаешь, вместе с которыми одними губами отсчитываешь метры погружения, за которыми   -  либо слава, либо гибель, вместе с которыми плачешь от радости, когда проклятый кусок железа-таки всплывает под действием давления воздуха и мистической силы воли экипажа,     -   все они немцы.  Фашисты. Твои враги.  Которым, по идее, ты должен желать смерти и вечного проклятия.  И аплодировать, по идее, ты должен британским бомбардировщикам, осуществляющим прицельный расстрел немецкой команды, а вовсе не бородатому капитану и его бригаде.

Безусловно, "Подводная лодка"   -     одна из немногих по-настоящему удачных картин, показавших Вторую мировую войну глазами проигравших захватчиков.  Только с этой точки зрения становится понятно, насколько забавно выстроена композиция картины))).  Фильм Петерсена начинается с физиологически отвратительных сцен в борделе, где пьяное, облёванное немецкое офицерьё зигует,  прославляет Гитлера, стоя со спущенными штанами у писсуара    -    идеологический ритуал соблюден, все проклятия озвучены, нацизм во всей своей блевотной красе пригвожден к позорному столбу, теперь можно три часа любоваться стройными телами и идеальными задницами фашистских подводников, воспевая их мужество, патриотизм, стойкость и выносливость.   Как в старых советских научных книгах существовало ритуальное предисловие, где было понапихано цитат из классиков и  материалов партийных съездов, а потом шел текст, зачастую камня на камне не оставлявший от  идеологического обрамления...   Разумеется, эта лента   -   просто бальзам на душу тем, кто полагает, что Германия ничего не забыла и ничему не научилась и спит и видит, как бы развязать третью мировую.  Может, разумеется, спит и видит, но снять такое в 1981 году, пусть даже не в Восточной Германии, а в ФРГ, где нацизм был формально проклят и предан анафеме....  В общем, я, кажется, понимаю, почему Петерсен потом перебрался-таки в Голливуд, где нет груза моральных ограничений...

О "Милашках" Клода  Шаброля ничего писать не буду    -     просто знайте, что я стараюсь в день смотреть по фильму из его ретроспективы, и каждый раз поражаюсь, насколько мизантропическая нация французы.... 

Может, французы и пользовались бы славой главных мизантропов Европы, если бы не австрияки.



Классический сюжет любого современного австрийского фильма:  на берегу идиллического озера  (вокруг в радиусе ста километров непременно ни одной живой души) стоит красивый пряничный домик, где живет красивая австрийская семья. Слушают Моцарта, занимаются любовью, любуются природой, выбирают вино к ужину, по выходным к ним приезжают друзья,  с которыми они играют в крикет или лото, опять выбирают вино к ужину и любуются природой.  А потом все просто тихо убивают друг друга.  Медленно, с чувством, толком и расстановкой.  Муж жену, или жена мужа, или все вместе  -  своего друга,  или ребёнка своих друзей, или собственного ребёнка.  Либо все друг друга по очереди насилуют, начиная с ребенка, а потом убивают.  А потом те, кто уцелел, садятся у камина в гостиной и начинают вспоминать, у кого в детстве какие были психотравмы.  Кто зашел в родительскую спальню в не самый удачный момент, а потом увидел, как сосед во дворе режет курицу.  Вот такая леденящая душу психотравма у соотечественников старины Фрейда.  Режиссера такого фильма обычно зовут Михаэль Ханеке.  Ну или, на худой конец, Ульрих Зайдль.

Австрийскому режиссеру Роберту Адриану Пежо очень хочется быть молодым современным Ханеке. Поэтому его киноматериал подвергся модернизации:  там маньяк не просто убивает и мучает детишек, а снимает это всё на камеру и выкладывает в интернет для таких же ебанутых дрочеров, как и он сам.  Продвинутые люди, которые смотрят много австрийских фильмов, знают, что это называется снафф-видео.  Разумеется, ничего этого в картине Пежо "Убийца с камерой" не показывают, но все об этом знают и об этом говорят, а на скупых кадрах видео только убегающие детишки и закадровый голос. И зарезанных котят тоже почти не показывают, иначе фильм бы пошел с особой пометкой  "не для всех", а так вполне можно показывать детишкам и их впечатлительным бабушкам.

Фильм, кстати, весьма неплох    -   вроде бы экшна никакого, но не отпускает и держит в напряжении все два часа. Продвинутые люди, которые смотрят много австрийских фильмов, знают, что это называется саспенс...

Да, и ещё легкий когнитивный диссонанс испытываешь, глядя на главных героев    -    ведь знаешь, что таких сексуально аттрактивных австрияков не бывает, а тут тебе такое. И только потом всё становится на свои места, когда читаешь в титрах, что героиню играла венгерка, а главного героя    -   австрийский актер Мераб Нинидзе....   

URL записи