ММКФ -2010: день первый
В общем, красная зеленая ковровая дорожка, пьяные Михалков с Меньшиковым и Люком Бессоном, мохито с шампанским для гламурной фестивальной публики - это всё завтра, и мы на всё это безобразие время тратить не будем, а вот кины уже с сегодняшнего дня вовсю кажут.
Я не знаю, кем надо быть организатору фестиваля - полным мудаком юмористом или Михалковым, уверенным, что в его исполнении выстрелит любая глупость, но что руководило составителями программы, поставившими на первый фестивальный день две абсолютно безмозглые картины на пошлую гендерную тематику, я ума не приложу)))). Фильмы, конечно, не совсем уж сиськописечные, - в первом случае (речь о "Женщина и мужчины" Клода Лелуша) гендер обильно сдобрен второй мировой войной и французским Сопротивлением, во втором - скабрезным жЫдоедством смехуёчками на тему этнических предрассудков, но вместе эти два шедевра (практически единственные, следует отметить, в этот день) смотрятся бугагашечно).
Клод Лелуш - режиссер, оказавшийся заложником успеха своего главного фильма, и в силу этого обреченный всю жизнь снимать одну и ту же картину). Точнее, её куски под разными названиями. Его "Мужчина и женщина" 1966 года с Анук Эме и Трентиньяном стали такой классикой, что даже сегодня, введя в поисковик название нового лелушевского фильма "Женщина и мужчины", неизбежно вылезет исключительно шЫдевр 45-летней давности.
В центре фильма - бурная молодость не обремененной строгими моральными устоями красавицы Ильвы, ухитрившейся за время второй мировой войны и первые послевоенные годы пережить "пять главных романов своей жизни". Романы эти сомнительны со всех точек зрения - в одном случае это нацистский офицер, сжалившийся над отчимом главной героини и по чистой случайности не расстрелявший его, в другом случае - чернокожий солдат, которого героиня предпочитает другому соискателю исключительно по воле подброшенной монетки "орел - решка"... Среди избранников Ильвы оказываются как герои Сопротивления, так и те, кто это Сопротивление с ожесточением душит. Тем не менее, неприятную и неизбежную в таких случаях тему коллаборационизма Лелушу удается практически обойти - он ограничивается коротенькими фрагментами кинохроники и фотографиями, тогда как, например, у Верхувена в похожей по сюжету "Чёрной книге" это ключевой момент всей картины, редкий по силе воздействия. В отличие от Верхувена, ничего, похожего на моралите, у Лелуша не наблюдается - националисты могут списать всё на пустоту и бессодержательность французской нации, в первый же день расстелившейся перед Гитлером, или даже вспомнить о том, что настоящая фамилия мэтра - Лелюшенко....
В главной роли - фаворитка Лелуша последних лет Одри Дана, неизбежен здесь также любимый режиссером главный урод-интеллектуал французского кино Доминик Пиньон в роли отчима героини (в лелушевском "железнодорожном романе", например, те же Дана и Пиньон успешно изображали любовную пару). Снято великолепно, актеры хорошие, дыхание времени - вроде всё на месте, а фильм получился ни о чем, поскольку он подчеркнуто аморален и безыдеен (может, звучит, как в классической передовице "Правды")), но это как раз тот случай, когда киноматериал надо срочно нагрузить "идейным содержанием", потому что без этого получается жанровая тягомотина - не интересно, хотя вроде и про войну).
О втором "шЫдевре" - живущего в США гражданина Израиля родом из Казани) Евгения Афинеевского с говорящим названием "Ой, вэй! Мой сын гей!" можно вообще ничего не писать) - ибо содержание практически полностью названием и исчерпывается). Набор плоских и несмешных гэгов на две скользкие темы - педерастии и еврейства - мы такого насмотрелись так изобильно, что фильм можно спокойно пропустить, ничего не потеряете. Дурацкими приколами на тему этнических особенностей характера картина перекликается с "Моей большой греческой свадьбой", только в данном случае героям не повезло не только с этнической самоидентификацией, но и с сексуальной. Всё остальное - то же самое: вульгарные тетки с большими носами, кошерное свадебное меню, толпы таких же большеносых шумливых родственников, обязательная хупа, в общем, сплошной ой-вэй, к которому прибавляется анальный юмор. Не читайте перед обедом советских газет смотрите фильмов наших бывших соотечественников, где бы они не жили и какую фамилию бы не носили. Раз уехал - значит, ничего, кроме дерьма, из этого назарета не выйдет.