Бразилия
На прошедших выходных Гиллиам в очередной раз унёс меня в свой фантастически мир.
Глядя его фильмы, я не могу оставаться равнодушным. В прошлый раз меня не отпускали наркотически-психоделические будни двух неуравновешенных типов из «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», теперь вот я погрузился в антиутопию «Бразилия».
Для меня всё началось полтора года назад с «451 градус по фаренгейту» Бредберри, продолжилось «1984» Оруэлла, далее «Мы» Замятина и «Машина времени» Уэллса . И вот теперь «Бразилия». Антиутопии интересны тем, что отражают возможные варианты развития нашего мира. Причём совсем они не такие уж и утопичные. А также позволяют спроецировать мир фанатазии автора на наш реальный.
Фильм довольно старый и не блещет навороченными спецэффектами, но от этого они смотрятся более органично и позволя.т сосредоточится на цели этого эффекта, а не его красоте и реализации.
Сюжет? Сюжет закручен. Эта приключенческая история развивается в мире, погрязшем в бюрократизме и равнодушии. Вы должны пройти тысячи департаментов, чтобы получить допуск в отдел, где вы можете получить разрешение, чтобы написать заявление, что ваш сосед был арестован ошибочно. И при этом окружающих гораздо больше волнует внешность, нежели взрыв за стеной, унесший несколько десятков жизней. И тут уже нет понятия дружбы, зато есть понятие долга. Но всё это довольно избитые обороты и идеи. Все они уже раскрыты в перечисленных выше книгах. Зато то, что отличает фильм, от книги — это реализация — зритель видит стандартные вещи через призму чьей-то фантазии. И Гиллиам тут как всегда оторвался: он показал смешение реального (в рамках показываемого времени) мира и героического мира снов героя, где тот сражается с огромной машиной, чтобы вызволить свою любовь — как оказывается, человека из реального мира. На протяжении всего фильма каждый его сон сопровождается таким сражением, полётами в небесах и приключениями в мире его фантазий. Вдохновлённый встречей с девушкой своей мечты и такой свободой во снах, он рушит рамки реального мира, окружающие его, ломает линию поведения, которой должен придерживаться, и нарушает все мыслимые и немыслимые законы города бюрократического счастья. Но в одном из последних снов выясняется, что под маской огромной машины в его снах скрывался он сам. Это прозрачно намекает, что в течение всего фильма сражался герой по большей части не с государственным аппаратом или окружающими злодеями, а с самим собой. Мысль о враге внутри не новая, но тут она обёрнута в элегантную упаковку. Тут особенно вспоминается «Мы».
А дальше начинается феерическое шоу — погони, драки, перестрелки. Невообразимый экшн, где герой мечется с локации на локацию, не соображая в пылу адреналина и страха, как и куда он попал (тем и хорош Гиллиам, что отлично совмещает различные жанры, хотя от этого он не становится более популярным — его фильмы по-прежнему нравятся далеко не всем). Вместе с героем и я потерял нить. Всё становилось похоже на сон. Но я не мог понять в каком же месте это произошло. Тем временем, пока меня мучил этот вопрос, фильм подходил к концу: молодая семья уехала на своём автомобиле далеко за пределы города, зажила в деревенском доме, начала разводить коров. Идиллия, одним словом. И я даже уже поверил Гиллиаму, что вот так может всё закончиться. Но, разумеется, это было бы смешно, если бы не было так грустно. Концовка с виду противоположна концовке в фильме «99 франков», который имеет немало общего с «Бразилией», но фактически они почти идентичны.
Не буду раскрывать интригу и советую посмотреть фильм самим. Там есть своеобразный юмор. Я не скажу, что смеялся над ним в голос, но он мне очень понравился в отличие от грязного юмора мейнстримных голивудских фильмов. Есть много приятных мелочей, которые очень хорошо продуманы режиссёром, есть неоднозначные события, которые зрителю предстоит понять самому, и есть тот психоделический мир Гиллиама, в который хотя бы однажды должен погрузиться (или попробовать каждый). Несмотря на некоторые раскрытые мною моменты фильма, вы увидите там много интересного.
Тут можно ещё много сказать о том, как режиссёр высмеивал некоторые нелепости и глупости наших реалий и превратил их в официальную норму, про стремления и чаяния граждан, про абсурдность некоторых вещей и вообще строя. Но, во-первых, слов уже об этом не мало сказано (и мной в том числе), а, во-вторых, я всё равно не скажу лучше, чем показал Гиллиам.
Приятного просмотра.

URL записи