Посмотрела фильм "Катынь" поляка Вайды. Отличный пример агитного кино.
Начало: все должны плакать, для этого ввели и тему с дитём, и с родителями, и с лябовью, и даже собаку приплели. В общем, чтобы у всех слезу пустить.
Про то, что все поляки бла-ародны как "орлы и в них живет душа поэта", а все остальные - швайне и иваны-дураки, я промолчу, весьма плоский мир нарисовал режиссер, даже говорить глупо как-то об этом.
Самое главное, что на просмотре люди, сидевшие рядом со мной - плакали!! О ужас, этого не было со мной никогда!!!! В рядах "со слезинкой" я всегда была едва ли не первой, но тут....я была шокирована тем, что фильм, который меня не задел ни в художественном, ни в сюжетном плане, может так подействовать на других.
Для меня всегда было загадкой действие рекламы на людей, идеологии, и всего прочего, но после показа я поняла, что оказывается, сила в таких приемах есть, и это меня потрясло. Стало очень грустно. Не могу сказать, что ВСЕ плакали, но ИХ была как минимум треть.
Еще удивил парень, выступивший перед показом с фразой, что "это очень тяжелый фильм, самый тяжелый фильм о войне, что я видел!" Это шутка такая?? Он кроме этого фильма и Бесславных ублюдков хоть что-нибудь смотрел? Например, "Летят Журавли"? Или "А зори здесь тихие..."? Вот это да....подумалось мне после показа. Презрение, мерзость или жалость должен вызвать у меня этот человек?
Считаю, что "победителей не судят"! И тот факт, что почти 20 лет назад, Россия разархивировала документы НКВД о расстреле 14000 офицерства из Польши, говорит о том, что это уже сложившийся признанный(самой Россией) исторический факт(но как и любой исторический факт, его оспаривают и некоторые историки, и люди, но мы говорим сейчас об "официальных позициях"). Так вот, этот факт, на мой взгляд, во-первых, был оправдан, во-вторых, по законам военного времени, был справедлив, в-третьих, омовен кровью 500 тысяч советских солдатов(против 14 тысяч-то, а?), которые освобождали Польшу и немецкие концлагеря(где поляков содержали в том числе).
Теперь чуть-чуть подробнее о "во-первых, во-вторых".
"Этот факт был оправдан", - написала я. Почему? Потому что за 20 лет до ВОВ у нас была Русско-Польская война, где были расстреляны поляками 100 тысяч(!!!) русских солдат, содержавшиеся в нечеловеческих условиях в лагерях для военнопленных.
Что каждый из нас подразумевает под исторической памятью? Вот поляки, например, не могут забыть факт 65-летней давности. Мне думается, что для тех, кто создавал документ о расстреле под Смоленском, Берия и Ежев, такое понятие тоже было живо, особенно, если учесть что прошло с расстрела русских солдат не 65 лет, а только 20! Как для нас сейчас живы события 20-летней давности в Чечне, например. И то, что этот документ был создан и подписан, говорит за то, что историческая справедливость того времени должна была восторжествовать. За убийство советских солдат ответили польские солдаты.
Я даже не говорю, что жалко всех. Наше время подразумевает все-таки гуманизм(спасибо Сахарову) пока еще. Просто хочу пояснить, что я крайне впечатлительный человек, и мне жаль потерь, которые понесла как Россия 20-х, так и Польша 40-х, и уж тем более мне безумно жаль жертв Великой Отечественной. Но нужно признать, что все эти жертвы были политическими жертвами, да-да, режим на режим, война на войну. Поэтому логика их появления прослеживается отчетливо для меня. Это безумно грустно.
Во-вторых, как я писала, закон военного времени...как ни крути, но те события, что происходят в непредвиденных ситуация, нестандарных, в т.ч. война, нам, людям, не пережившим это, понять очень непросто, несправедливо сравнивать убийство на войне, например, в убийством в мирное время. Почему? Да потому что обстоятельства выше людей на войне. Это не экзистенциальная философия, это жизнь. Говорить обратное - это глупость и надменность, ты не знаешь, как поведешь себя сам на месте военного человека, не знаешь, не спорь, у человеческой фантазии есть свойство - приукрашивать, всем это ясно, и поставить себя на место солдата не просто любому, кто не был им, потому что это происходит не с каждым и решения, которые приходится принимать им не поддаются простой логике нас, людей, с этим не связанных.
Вот и расстрел 14000 поляков не следует воспринимать как геноцид, подлость или еще как-нибудь столь же неадекватно. Это - война. Но ВОВ еще не началась, скажите вы. Да, но началась Вторая Мировая, где СССР в отличие от Англии и Франции старался не бездействовать, а для этого нужно было понять кто враг, кто нет. А предотвратить нападение на СССР надо было любыми способами в том числе и вот такими политическими решениями. Наша страна была молодая и не подготовленная так сильно как Германия, поэтому такое поведение СССР - это чистой воды дипломатия и самосохрание, как и у Англии с Францией - бездействие. А политические решения в военное время - это особенная вещь. И решение, вынесенное Ежевым и Берией, оправданное местью к тому же, никто не мог не выполнить. А теперь вопрос - почему поляки переносят всю злобу на это политическое решение на всю нацию? Это все равно что мы бы все дружно их не любили за 20й год, сейчас у нас к ним никак не относятся, но раньше, совсем недавно их не любили за нелюбовь к нам, так кто же виноват, что маленькая и политизированная нация до сих пор не может избавится от предвзятости и "коового взгляда" на другую, более успешную(в военном плане) и большую? Мы что ли?
Сами придумали обиду, сами обижаются - попросту говоря.
А еще - ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ СУДЯТ. Давайте вспомним и осудим Литовскую войну? Мм?
Итоги второй мировой войны - подведены, и суммируя их все, Россию(нынешнюю, да и СССР тоже) никак нельзя назвать оккупантом, захватчиком и назвать войную для нее справедливой тоже нельзя, что пытаются, на мой взгляд, сделать поляки. Поэтому потворство этому - плакать на фильме Катынь, например, наверное. Вот зачем я это написала. Незнание истории не освобождает от ответственности :о)