Сумасшедший русский карнавал ("Даун Хаус")
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Увы и ах мне, грешному! Простите меня великодушно, ценители русской классической литературы и не менее классических лент, снятых по ее произведениям! Но «издевательство» над Федором нашим Михалычем, учиненное в «Даун Хаусе», столь великолепно, что было мало кем понято. Хотя это одна из лучших фарсовых комедий в стиле девяностых, хотя и снятая уже в начале двухтысячных.
Я не могу сказать в двух словах о том, за что я люблю этот фильм и могу смотреть его постоянно. Хотя главное – неподражаемый, блестящий, потрясающе умный юмор, превращающийся в самоиронию, чего всегда не хватало и русскому искусству, и русскому менталитету. После первой же фразы «Все бы им над русским человеком издеваться! Ездят, как на тракторе!» понимаешь, что тебя ждет что-то особенное. И не ошибаешься.
Просто несколько цитат для того, чтобы почувствовать атмосферу. «Да ты, никак, дурачок? – От Вас ничего не утаишь. На то вы и генерал»; «Папа от черепного удара преставился» (на экране – залитое кровью лицо и удаляющийся человек с бейсбольной битой); «У нас, у Мышкиных, все наркоманы. Вот мой дядька, Полуэкт Вениаминыч. С утра до позднее ночи жрал колеса. Пока не сдох окончательно»; «Когда Тоцкий обнаружил у себя на спине целюлит, то решил незамедлительно перейти на растительную пищу и отказаться от бычьих яиц. Навсегда»; «Я вами доведена до точки сборки»; «Товарищи, мы тут говорим, а там все стоит. – Что стоит? – Все стоит»; «Вы настоящий дворянин и программист». Ну, хватит, пожалуй.
Невероятное сочетание внешней серьезности актеров и бесконечного стеба, которым наполнены все диалоги (нередко произносимые вполне «старорежимно), да еще и приправленного "лихостью" девяностых встретишь нечасто. И именно поэтому любой мыслящий человек с адекватным чувством юмора поймет, что за стебом-то скрывается куда более глубокий подтекст. Подборка героев, сделанная, конечно, еще классиком, вполне уживается и в реалиях, когда в качестве приданного рассматриваются три вагона тушенки. И потому перед нами – отраженная в кривом зеркале фарса русская жизнь, коренные основы которой не меняются столетиями. И в этом главный секрет фильма: стеб только внешне может показаться поверхностным, а на самом деле – это глубокая сатира, лишенная излишней социальности.
Попробуйте под таким углом зрения послушать монолог Парфена Рогожина о русской водке. Он говорит то, что понимает любой интеллектуальный (не хочу писать «интеллигентный», т.к. для этого нужно быть князем Мышкиным) человек, живущий в России и умудрившийся не оторваться от корней в бессмысленной абстиненции. «Настоящая водка – это не пьянство, а ключ к своей совести. С нее-то и начинается настоящая мудрость». Не буду воспроизводить монолог полностью, но он – главный алмаз в короне мудростей, произносимых со смехом сквозь слезы.
А как иначе, если в каждом кадре абсурд и бессмыслица оказываются реальностью, доведенной до той самой точки сборки? Спившийся генерал, богемные игры, «лишь бы не пил», поиски выхода из бессмысленности повседневности, мочилово и т.д., и т.п. И «идиот» князь Мышкин, не от мира сего, потому что «не пью, не курю, не колюсь и не нюхаю. А уж драться я совсем не пристрастен». А уж отсылки к классике хоть в монологе Настасьи Филипповны о замужестве («Дубровский»), хоть с пистолетом Рогожина (то самое ружье, которое должно выстрелить)…
Фантастическое впечатление от картины невообразимо усиливает работа художника по костюмам. Какая-то фантасмагорическая и нелепо-абсурдная одежда сменяется то стилизацией по эпоху главного любителя рулетки в русской литературе, то под «совок» от пятидесятых до восьмидесятых.
И, конечно, актерский состав. Вполне себе мирской Иван Охлобыстин, еще не забронзовевший Федор Бондарчук, основательно подзабытые Ежи Штур, Барбара Брыльска и Юозс Будрайтис, неподражаемый Александр Башаров… И великолепная Анна Букловская, совершенно не потерявшаяся в таком окружении.
И в чем еще немаловажная ценность фильма – по реакции на него легко вычислить наличие чувства юмора и уровня закомплексованности, равно как и отношения к жизни. Если на последних кадрах бескрайней пустыни, над которой загорается бессмысленный и самый известный афоризм Достоевского «Красота спасет мир», вас все еще колбасит от смеха или наоборот, выворачивает наизнанку – то, говоря словами одного из героев, у вас «определенно не все в порядке». Послушайте его совета: «Может, заранее «Скорую» вызвать? Мы и потащимся, и спасемся».