Жанр: камерное бардо со шликабельным Боренькой
Режиссер: Сергей Соловьев
Композитор: Борис Гребенщиков
Год: 1989
В ролях: Т. Друбич (Александра), А. Абдулов (Владимир), М. Розанов (Митя), А. Баширов (Толик-с-Прибором), И. Иванов (дядя Кока), Г. Саакян (Сталин)

<a href="www.kinopoisk.ru/level/1/film/45553/">&... роза..." на Кинопоиске</a>
<a href="www.imdb.com/title/tt0097062/">Она же на IMDB</a>



Наверное, мало кто помнит, но в 1989 году в Этой Стране уже было
телевидение, которое с порывами Сквозняка Перемен доносило до нас прогрессивные
общечеловеческие лозунги в духе «Дружба-Жвачка-Горбачев!», взахлеб
транслировало выступления представителей т.н. контр-культуры, да и вообще
являлось эдаким Всесоюзным кислородным баллоном свободы с трубками респираторов,
тянущимися к мордочкам прогрессивно мыслящих телепузиков. И не беда, что сделав
пару глотков такой «свободы», некогда нерушимый СССР распался за считанные годы,
а контр-культурщики и нон-конформисты вскоре стали неотъемлемой частью
политических акций любого уважающего себя либераста. Беда как раз в том, что за
двадцать с лишним лет с той поры практически ничего не изменилось.



Но… До эпохальных событий августа 1991-го было еще далеко,
на дворе стояла ранняя осень, и в один из тех прекрасных, еще по-летнему теплых
дней, в окно московской квартиры по незамысловатому  адресу пер. Воеводина, д. 2/2, кв. 2, сбежав
из отцовского заточения, влезла девушка Александра, чтобы позвонить своему
возлюбленному Владимиру. С этого небольшого инцидента и начинается наша
необыкновенная история – грустная и смешная, но так порой похожая на жизнь, с
ее неизбывным китчем, ежесекундным абсурдом и безумными надеждами.



 

Обитатели квартиры, в которую забралась Александра, ведут
прелюбопытнейший образ жизни: пятнадцатилетний Митя, потомок древнего дворянского
рода Лобановых, готовится вступить во взрослую жизнь, а его сосед –
эксцентричный лимитчик-диссидент и завсегдатай Кащенки Толик, – будучи этой
жизнью совершенно пресыщенным, постоянно призывает положить на всех и вся «с
бооольшим прибором». Появление непрошеной гостьи (а затем и гостей) вносит
сумбур и даже некий разлад в мирный, устоявшийся быт квартирных постояльцев и
вскоре становится причиной безудержной радости, гложущей сердце досады,
скоропалительной свадьбы, непременно сопутствующих ей похорон и, наконец,
крещения, единения с Богом и воплощения сокровенной мечты. «Как-то слишком это
неправдоподобно и больно некомильфотно уж!», - подумает, наверное, кто-то, но,
как говорят у нас в народе, «Знал бы где упаду – купил бы себе гарнитур «Икеа»…
 



Довольно странно, но «Черная роза…» не была отмечена
пристальным вниманием критиков и получила гораздо меньше признания у зрителей,
чем та же «АССА», став для большинства типичным образчиком «перестроечного
помойного кино». Однако как по мне, политики и огульной антисоветчины в фильме
не больше, чем пальцев на руках фрезеровщика-ветерана. Да, всяческие скабрезные
колкости в  адрес Сталина вполне подходят
под определение о том, что мертвого льва может лягнуть даже ишак. Однако, на
мой взгляд, данный пласт фильма невероятно точно отражает либеральные метания
т.н. советской интеллигенции и сочувствующих ей граждан, подпавших под влияние
западной пропаганды и лишенных объектов для сравнения, а потому и поливающих
грязью собственную историю и державу. Гораздо менее удачной в этом отношении
стала последняя часть символической кинотрилогии Соловьева – «Дом под звездным
небом», – хотя и он не был лишен ряда позитивных в плане комического абсурда
моментов.



Еще одним аргументом критиков было то, что стройный и
связный сюжет, имевший место в «АССЕ», здесь был отдан в жертву абсурдным и
подчас китчеватым визуально-звуковым образам. Однако в этой связи будет
нелишним напомнить, что главным заданием кино является творение великий
иллюзий, вплетая которые в контекст повседневности, мы и получаем то подобие
реальности, которое чересчур оптимистичные граждане подчас называют «жизнью».



Вот и получается в итоге, дорогие мои, что лучшего кандидата
на дооправдание наших полусбывшихся кинематографических надежд, чем «Черная
роза…», ни днем с огнем, ни ночью с огнетушителем просто не сыскать.



Одним из неоспоримых достоинств фильма является, конечно же,
его сквозная меметичность. Сколько фраз, интонаций и реплик стали афоризмами и
впоследствии (как это водится, с забвением первоисточника) ушли в народ: «На
аппараты я с прибором клал!»; «Специализированный компот «Русалочка»; «Обыкновенный
строительный мусор истории»; «Ты –выдвиженец, я – задвиженец»; «Я по
образованию уррист – учился очень хорошо!»; «Неформал, последнюю рубашку
отдаст»; «Что, я сам не знаю, когда мне пить, когда спать, а когда дерьмо есть
мельхиоровой ложечкой?» – да всех и не перечислишь… Пожалуй, лишь гайдаевские
фильмы могут похвастаться такой цитатностью.



Еще одним сильным местом «Черной розы…» является ее
музыкальное наполнение. Музыку к фильму уже традиционно писал Борис Гребенщиков,
да и сам он, как впрочем и Сергей Александрович, «засветился» в одном из
эпизодов. В саундтреке были развиты и продолжены довольно нехарактерные для «Аквариума»
абсурдистские мотивы, но если в «АССЕ» звучали композиции в основном из
«Треугольника», то здесь БГ пошел гораздо дальше. Так, невероятно мелодичная
песня «Лой Быканах», исполняемая на «ушельском 
языке», по своей структуре чрезвычайно напоминает тибетскую мантру, а
названия ряда инструментальных композиций носят здоровый оттенок концептуализма.
Чего стоит, например, такое: «Пленение Иосифа Виссарионовича Сталина ирландским
народным героем Фер Диадом».



Наконец, невозможно не отметить великолепную и потрясающе
убедительную игру актерского состава. Персонажам «Черной розы…» слишком тесно в
рамках одного кинематографического произведения, они, выражаясь языком все того
же БГ, «не помнят пределов и вышли за». Поражают и заставляют себе сопереживать
по-своему инфантильные и «взрослеющие» Митя (М. Розанов), Александра (Т.
Друбич) и Владимир (А. Абдулов), придурковатая мать Александры (Л. Савельева),
ее же хамоватый отец-номенклатурщик (А. Збруев), своеобычный дядя Кока Плевакин
(И. Иванов), и, конечно же, не нуждающийся в комментариях персонаж А. Баширова
– Анатолий Феоктистович Гнилюга. «Черная роза…» в этом отношении является еще и
одним из тех немногих фильмов (еще можно вспомнить, пожалуй, его же «Ж.П.О.», в
которых сполна раскрывается талант
этого уникального, «юродствующего» актера.



Без преувеличений можно сказать, что Соловьеву удалось снять
один из лучших фильмов о России. А если задуматься, то и не о России вовсе, а о
том невыразимом нашем социокультурном гештальте, существующем вне узких рамок
геополитического пространства. Гештальте, неизъяснимо присутствующем в шуме
дождя за окном и счастливом мерцании солнечных зайчиков, в стуке каблуков по
мокрой осенней мостовой и едком запахе дыма с окрестных полей, в жирных мухах,
бьющихся о стекло, в бразильских сериалах, в постылых семейных сценах и
полуночных посиделках на грязной трехметровой кухне, в белых тапочках, пестрых
махровых халатах, замысловатых ковриках под обитыми войлоком дверьми… Во всем
том, что окружало и окружает скудный быт населения, объединенного общей
горестью и счастьем жизни в некогда великой и грозной шестой части Земли…

 

 

URL записи