Апокалипсис Сегодня (Apocalypse Now) 1979
Год 1979
Страна США
Жанр военный, драма
Режиссер Френсис Форд Коппола
Оператор Витторио Стораро
Сценарий Джон Эшли, Ким Обри, Ф.Ф. Коппола
В главных ролях Марлон Брандо/ Мартин Шин/ Роберт Дювалл
Бюджет $31 500 000
Премьера 10 мая 1979
Время 194 мин
«Я уверен, что создал произведение искусства и не мог сделать лучше», — Ф. Ф. Коппола.
Стараясь не быть человеком с патологической ностальгией о временах, в которые я даже не родился, мне всё-таки придётся написать – раньше всё было по другому. В те времена, когда великие таланты творили не просто ремесленное кино, а произведения искусства, родился “Апокалипсис Сегодня”. Лишь настоящий человек кино был способен вложить огромное количество суммы заработанной на съёмках своих двух великих достижений - Крестных Отцов, да ещё и взяв кредит в банке, на создание одной новой картины, которой он одержим. В итоге Коппола получил полный контроль над созданием фильма и три года стрессов. О том, как снимался фильм, подробно расскажет «Сердце тьмы: Апокалипсис создателя фильма».
С трудом выдерживая 120 минут многих современных фильмов я спокойно плыву по реке войны в течении 200 минут режиссерской версии этого кинополотна. Единственной критикой, которая может быть применена к этому фильму – его затянутость. Это зависит сугубо от зрителя.
Несмотря на это, он, несомненно, достойнейший представитель американского кинематографа, вошедший в историю навсегда.
Проблемы, которые затрагиваются в этом фильме, очень серьёзны и, по сути, являются дилеммой. На протяжении всего пути главного героя мы видим, как раскрываются скрытые стороны человеческого сознания, которые просыпаются лишь в не нормальной и безвыходной ситуации, к которой простые люди не готовы.
Мастерская работы всей съемочной группы помогает человеку полностью пройти весь путь с главным героем, с чувством соучастника. Путь, начинающийся от оптимистичного подполковника Билла Килгора (Роберт Дюваль), который своим поведением не даёт себе и своим солдатам попасть под влияние ужасов войны и далее, по всё более мрачнеющему пути, до трагичного конца реки. Отдельно хочется отметить знаменитый монолог Курца (Марлон Брандо) и вообще все последние сцены с его участием. Почти вся игра Брандо была построена на его импровизации, т.к. он отказался учить свой текст и приехал не только не прочитав книгу “Сердце Тьмы”, основу сценария, но и сам сценарий. Несмотря на всё это, ему ничего не помешало создать один из самых харизматичных, мрачных и запоминающихся образов в истории кино.
Отдельная тема – эффекты. Батальные сцены изумительны.
Чего стоит одна сцена вертолётной атаки!
Роджер Эберт, знаменитый кинокритик, превосходно написал:
“«Апокалипсис сегодня» — лучший фильм о Вьетнаме, и один из величайших когда-либо снятых фильмов, потому что он продвигается гораздо дальше, чем все остальные, в тёмные уголки человеческой души. Он не столько о войне, сколько о том, как война вытаскивает на поверхность такую правду о людях, которую они предпочли бы никогда не узнать."
Сильнейший сценарий, сложная и прошедшая муки режиссура, подобранный с трепетом актерский состав, красивая операторская работа Витторио Стораро, зрелищные и честные спецэффекты, не дающий отвлечься от основной темы саундтрек, самая цепляющая история не просто о Вьетнаме, но и о войне в целом.
10/10