Режиссер и соавтор сценария: Айра Сакс
В главных ролях: Рип Торн, Дина Корзун, Даррен Барроуз
Производство: США, 2005
Фильм "Сорок оттенков грусти" рассказывает историю Лоры - молодой русской женщины, живущей в Мемфисе с легендой рок-н-ролла, который намного старше ее, и ее осознания себя как личности в результате неудачного романа с его сыном -- стандартное описание сюжета фильма с обложки диска. Нудноватый, медлительный, порой до раздражения, фильм.
На экране происходит ровным счетом ничего: копошения людей, нелепый любовный треугольник, стареющий боров-музыкант, женщина не от мира сего. тихая и покорная как овечка. Режиссер видимо предполагал концетрацию на внутренних переживаниях героев: долгие взгляды, истеричное молчание главной героини, срывы, то как она убегает от неудобного разговора -- тонкая душевная организация что ж поделаешь...
Но фильм интересен,по-моему, с одной -- стороны это представление о русской женщине. Посмотрев его я сразу задумалась, почему русская? Почему бы было не взять на эту роль, например, японку -- они еще более покорные, ну или француженку -- они еще более эстетично ипанутые? Почему именно русская? Конечно помимо того, что русские женщины самые красивые в мире...
Здесь, на мой взгляд, выявлено одно замечательное свойство -- жить в сложившихся обстоятельствах и не пытаться ничего изменить. Жизнь главной героини скажем прямо не фонтан: стареющий муж, которому по большому-то счету совершенно на нее плевать, несмотря на то, что он и любит ее конечно, хоть и гуляет как сволочь последняя. Его сынок, воспылавший к ней не совсем приличной страстью. Чужая страна. Полное одиночество, да такое что и поговорить не с кем. Тут если подумать -- бежать-бежать от всего, да сломы голову. А она живет. Естественно страдает -- богатый душевный мир не дает покоя, пишит стихи и все прочее. Но страдает про себя, тихо так, незаметно. Нет необузданного темперамента, все в себе. Очень показательны в этом плане кадры пьяных женщин: самой героине и американки-писательницы. Если вторая в нетрезвом виде закатывает публичные истерики, заявляет о себе, высказывает свое недовольство и все прочее, то русская просто тихо напивается, одна, чтоб потом ее кто-то непонятный и первый попавшийся довез до дому...
Непонятная способность принимать ситуацию какой бы она ни была и не пытаться ее изменить. мой муж редкий мудак и я его по сути не люблю, но что поделать у нас ребенок, я живу с ним, путсть и не в законном браке, но вот такая у меня ситуация; его сын такой хороший и так меня хочет, да и мне он не противен, ну да я ему пожалуй отдамся, ну так получилось... Любовный треугольник в фильме -- это стечение обстоятельств, которым подчиняется Главная героиня и ничего он в размеренном укладе ее жизни не изменит, внешне все останется по прежнему, ну может пару срывов и истерик, нервы-то ни у кого не железные.
Интересно, что на фоне полной невдалости этой женщины, мужчины, ее окружающие, начинают лучше осознавать себя, свою личность, свою жизнь, что-то понимать, что-то делать. А она живет себе дальше, так как решат они. И даже истеричный всплеск в конце фильма, это не призыв -- я хочу что-то изменит, а обращение -- бля, ну прими уже решение, ты ж мужик!
Замечательное свойство быть тенью мужчины, засовывать подальше свои эмоции и подчиниться сложившейся ситуации. Кстати, есть в этом положении есть и свою удобство -- не надо принимать решений, все идет как идет, все за меня сделают, решат. Душевная и волевая лень -- как основная черта характера русской женщины. Мы такие прекрасные, такие уникальные, но нам абсолютно срать на то, что с нами происходит, мы ничего не будем делать, ничего не будем менять. Такая вот "обломовщина" в женском ее обличии. Русская черта, полностью русская, и ничего уж тут не попишешь...