В компании двух рыжих девушек сводил наконец самого себя на "Как я провел этим летом", который собрал кучу хорошей прессы, ну и серебряных медведей привез из Германии. На деле все получилось достаточно необычно для нашего кино - такой вот жанровый триллер с элементами артхауса. Причем называть фильм однозначно тем или иным совершенно неэтично. В масштабах нашего кинематографа Попогребский какой-то новый рецепт всем показал, ну хотя бы таким Хомерики и Ко, как снимать фестивальное кино не по лекалам прошлогодних лауреатов.
Многие почему-то вот на режиссерских честных медведей кидаются, объясняя их безумной любовью Херцога (он председательствовал в этом году) к северным широтам, мол, он сам "Встречи на краю света" среди льдов снимал, вот и подмигнул брату-полярнику. На самом деле там и помимо широт оператор искусно диагональную композицию строит почти в каждом кадре, и это все, на заметку фестивальным угодникам, весь фильм не слезая со штатива - всё статично, длинные планы (преимущественно дальние или средние) - казалось бы, что так уже снимать не модно, но видимо догма сама загнала себя в тупик. Ещё там конечно художник-декоратор работает очень умело: все интерьеры и экстерьеры правдивые, со всякими штуками приятными - полочки с советской символикой, журнал полярный, лампа времен "Великой страны" - всё как надо.
При хронометраже около двух часов, фильм хватает морозной мужицкой рукой за я*** и не отпускает часа полтора точно, потом, к сожалению, что-то у Попогребского разваливается под развязку, причем он судорожно пытается выйти на рабочую волну со зрителем, но повторные сигналы звучат не столь убедительно, поэтому не хочется даже на них отвечать. Хотя в конкретном случае про концовку можно забыть и вовсе, она не то чтобы слабая, а просто не важна там совсем, потому что и без разжевываний всё понятно. Вот интересно, а Попогребский в качестве финала не рассматривал палланиковские шизофрении? Там они может даже оправданными получились бы, смысловыми даже. Ну да Бог с ним с финалом, большую часть времени режиссер конечно очень умело орудует саспенсом, строя его видимо на конспектах собственных лекций (забавно, что Попогребский не ВГИК закончил, а психфак МГУ - вот они, режиссеры будущего!). В основе сюжета заложена элементарнейшая история: в изолированном пространстве оказываются два героя-антипода, один из которых знает то, чего не знает другой (в кино это вроде как симптоматичный конфликт). Однако простейшая формула работает, набирает сама в легкие воздух, двигается и даже реагирует на свет, а не разваливается тут же на органические вещества, из которых методом нудного синтеза ее получали. Причем формула упрощена здесь настолько, что лишних компонентов в принципе нет, за весь фильм в кадре не возникнет ни одного лица, отличного от Пускепалиса и Добрыгина (я бы для стерильности этого убрал бы сцену с аварийной бригадой в распираторах и усатого дядьку, появляющихся под самые титры).
А переходя в разряд смыслов фильма, вообще можно смело сказать, что "Как я провел этим летом" - моноспектакль, про современного человека и ставшую несовременной его совесть, которой он сначала пытается соврать, потом начинает от нее убегать, ну и наконец решает ее мучительно убить. Причем совесть тут что надо, с лицом то ли детского хирурга, то ли чукотского Чикатилло, поэтому медведь, рвущий в клочья полярников, по сравнению с ним - детская байка. Любопытно ещё, что уже второй фильм Попогребский координаты духовности измеряет по людям старшего поколения, собирая мостики между "было" и "стало", а не царапая на школьной парте... ну вы сами понимаете что.