Вуди Харрельсон / Защитнег (Defendor, 2009)
Абсолютно не коммерческое (широкого проката не было) и эмоциональное зрелище. Нечто среднее между «Форрестом Гампом» и грядущим «Kick-ass» (который «Поджопник» «Пипец». Может я и предвзят (а я предвзят), но образ главного героя вполне достоин всяческих наград и поощрений, вплоть до «Оскара». Хотя Вуди Харрельсон пока взял приз как «Лучший актёр» только на кино-форуме, именуемом «Whistler Film Festival» где-то в Канаде и видимо нифига уже не получит.
Вуди в последнее время очень редко играет главные роли. Всего один стопроцентно-главный персонаж за 2000-е годы – в фильме «Экскорт для дам». Во всех остальных – второй, третий планы (зато, не будучи сильно занят, берёт количеством – в 2007 году вышло 5ть фильмов с его участием, в 2008 году – 6ть). Поэтому, главная роль в «Защитнеге» - это ура, товарищи!
Пунктирно о сюжете. Немного ненормальный парень Артур Поппингтон / живёт в каком-то полу-складе, трудится дорожным рабочим / ночью переодевается в супер-героя Дефендора и пытается защищать людей от преступников / ни супер-геройских способностей, ни хотя бы умения драться в наличии нет, поэтому по большей части супер-геройство оборачивается побоями разной степени тяжести / пускает к себе пожить девушку-проститутку, с которой – ясен-бэтмэн – впоследствии сойдётся душой / хочет найти и уничтожить Капитана Индастри – придуманного злодея, который, по словам дедушки, погубил его мать / собственно, находит его аналог, но вот насчёт уничтожить – нифига не факт.
Никакая это не комедия, как абсолютно всем кажется из описания и трейлера. Смешного здесь куда меньше, чем трагического. Таков и сам глав.герой Дефендор: он очень забавен в уверенности в супер-секретности своей миссии, но видно, что это – просто способ, чтобы скрыться от жизненных проблем и детских воспоминаний.
Детские воспоминания – мать бросила ребенка в возрасте 4-5 лет, Артур рос с дедушкой. Жизненные проблемы – отсутствие жилья и отсутствие малейшей перспективы. Он ведь, по сути, бомж. Если бы не помощь друга-начальника и его семьи – вообще непонятно что бы с ним было. И образ супер-героя Дефендора - это раковина, которая даёт Артуру смысл существования…
А собственно смешное в фильме – это сам Дефендор и его гаджеты. Буква «D» на груди выклеена скотчем, глаза обведены какой-то черной фигнёй, шлем, чтобы не давил на голову, натягивается на повязку, на шлеме – камеры, на спине – видео-кассетник для записи, дэфендо-мобиль – огромный жёлтый грузовик, на панели – фигурка собачки – defend-dog. Ну и то, с какой уверенностью он разговаривает с преступниками – тоже забавно.
Фильм можно условно поделить на две составляющих: бытовая и криминальная. Бытовая – это жизнь и переживания героя, диалоги Артура с жещиной-психологом, его отношения с прости-девкой Кэт. Кстати, прям идеально попала актриса в образ Кэт: не красивая, потасканная, огрызающаяся – ничего в жизни не видела и не увидела бы, если бы не Дефендор.
Криминальная же часть фильма донельзя стереотипна и карикатурна: сербские коррумпированные небритые полицейские, толстенный мафиозный босс, высокий длинноволосый блондин-подручный, доставка drugs and girls непременно в порт. Думается, что это сделано намеренно – криминальная составляющая тут не главное, и она идёт просто фоном для основных посылов. А основных посылов я углядел два штуки.
Первый – социальный: человечней надо быть. То, как помогает людям Дефендор – это, конечно, преувеличение, но ему и терять-то нечего. Авторы фильма обращаются к людям – помогайте друг другу. Не кидаясь в крайности и по мере возможности. Это, в общем-то, ясно, хотя никто так не делает.
Второй посыл мне более интересен - если ваша жизнь не удалась, то помощь другим вполне может внести в неё смысл и цель. Артур мог вечерами после работы преспокойненько спиваться, полёживая на диване. Но он предпочёл тратить, скажем так, свободное время на улучшение мира. Мог бы, кстати, тратить и на что-нибудь другое - не важно, главное уметь не разлагаться, когда всё плохо. В спорт-зале у нас был чувак – ну вот прям видно, что полу-бомж. Но – ходил и занимался, вместо того, чтобы ходить и загибаться. И это правильно. Да-ду-да-ду-да, да-ду-внедрёжь .
В целом – кино очень понравилось и определенно буду ещё. Не скажу, что всё гармонично и захватывающе – скорее спокойно и с некоторым шатанием от пародии на супер-хироу-комикс-муви к драме. Но это кино из тех, которые не поражают заковыристостью сценария, спецэффектами и картинкой, а берут искренностью, душевностью и главными героями. Хотя, за объективность не ручаюсь – я очень предвзят к Вуди .
На лицензии фильм у нас пока не выходил, поэтому с переводом проблемы. Я смотрел в одноголосом закадровом (вот этот - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2846953). В принципе, терпимо, но читающий местами торопится, местами пропускает, местами ошибается. На рутрекере есть ещё вариант двухголосого перевода и вариант в оригинале с русскими любительскими субтитрами. Склоняюсь попробовать оригинал и субтитры и внутренне готов к тому, что субтитры придётся заклеивать скотчем прямо по экрану . {и проникновенно-пафосным тоном} Белым непрозрачным скотчем, как у Дефендора.