Per aspera ad Astra ©
(Через тернии к звёздам)
Все мы ещё со школьной скамьи знаем историю развития советской космонавтики благодаря всего трём именам, которые не требуют никаких комментариев: первые собаки в космосе — Белка и Стрелка, а также первый человек-космонавт — Юрий Гагарин. Не удивительно, что в поисках идей для создания новых фильмов, современные сценаристы обращаются к истории: стоит лишь вспомнить то, как подняли тему войны в фильме «Мы из будущего» и, менее удачном продолжении «Мы из будущего 2». Героями же нового мультипликационного фильма стали именно звёздные собаки.
Но начинается повествование не с самих героинь космонавтики, а с подарка. Этим самым подарком был щенок Белки (по фильму, а в реальности матерью этого щенка была Стрелка) по имени Пушок, которого она родила вместе с ещё пятью малышами уже после своего полёта. Тогда Н. С. Хрущев лично отобрал одного из них и попросил отправить Каролин Кеннеди, дочери президента США Джона Кеннеди. На самом деле этот подарок был весьма символичным — ведь незадолго до орбитального полета российских собак американцы отправляли в суборбитальный полёт двух шимпанзе. Этот щенок как бы символизировал преимущество россиян, хоть оно и оказалось слишком скоротечным.
Далее этот белый комочек с голубым бантом начинает рассказывать высокомерным четвероногим обитателям Белого Дома в Вашингтоне о своей героической матери и её подруге, которые были не просто дворняжками, а настоящими героями всего Советского Союза! На него смотрят свысока, сомневаются в правдивости рассказа, но всё-таки продолжают слушать…
Приключения целеустремлённой блондинки Белки и хамовитой, но душевной, Стрелки описываются весьма красочно и подробно. Не обделён вниманием также друг дворняжек — крыса по имени Вениамин, который для друзей — просто Веня. История знакомства, прибытия на Байконур, тренировки перед полётом под строгим надзором Казбека и, конечно же, сам полёт сопровождаются достойным юмором, некоторой наивностью, робкой любовной линией и, отчасти, патриотизмом. Голоса колоритных актеров и мастеров своего дела, безусловно, оживляют мультфильм (хоть и уже изрядно надоели, ибо присутствуют в каждом втором фильме российского производства). В целом кино смотрится довольно легко и непринужденно, особенно если положить мозг на соседнее сидение и попытаться воспринимать его как ребёнок, то есть без сравнения со всеми просмотренными ранее картинами.
Но после окончания сеанса, когда мозг уже приходится вернуть на должное ему место, уже становится сложно отказаться от критики первого 3D-мультфильма, сделанного в России. Возможно, повторюсь в чём-то с предыдущими ораторами, но постараюсь по пунктам обозначить моменты, которые меня особо озадачили.
Историческая тематика в фильме заметна, чего стоят только надписи «СССР» на скафандрах и изображение Красной площади в самом начале фильма, но вот для полноты картины, на мой взгляд, не хватает краткого экскурса в историю перед финальными титрами. Как в некоторых фильмах, основанных на реальных событиях, в конце/начале приводится соответствующая статистика или кратко описаны какие-то факты. Точно так же и здесь не помешало бы некоторое подведение итогов, особенно, учитывая ориентацию на детскую аудиторию, которая может ещё не знает о том, кто такие Белка и Стрелка и насколько значительным был их вклад в историю. Черно белые кадры без каких-либо комментариев подразумевают либо наличие взрослого рядом с ребенком, чтоб ответить на все возникшие у него вопросы, либо достаточную осведомленность зрителя о событиях тех дней.
Про «ляпы» сюжета, наверное, умолчу. Они есть — и это факт, кто-то их видит, кто-то не заметит, кто-то промолчит и спишет на то, что мультфильм всё-таки для детей… Наверное, я тоже не стану занудствовать по этому поводу, ибо в целом сюжетная линия максимально хороша для той тематики, которая была выбрана. А про лишнюю собаку на борту советского космического корабля «Спутник-5» я говорить не буду, хоть этот момент и делает фильм в большей степени псевдоисторическим, чем это могло бы быть…
А ещё стоило бы промолчать по поводу узнаваемости героев, которые слишком похожи на уже полюбившихся зарубежных персонажей. Не только «Вольт» или «Рататуй» вспомнились во время просмотра, но и «Ледниковый период» (ворона с сыром — явная копия белки с орешком), а также «Леди и Бродяга» и «Все псы попадают в рай» (свора уличных собак), «Хортон» и «Дамбо» (слон и цирк), «Коты аристократы» (сиамский кот-психиатр)… Мультфильмы совершенно разные, но вот герои почему-то оказались слишком похожими визуально.
Я так и не могу понять, зачем было делать этот мультфильм трёхмерным. Только отдавая дань моде? Зря. В итоге графика оказалась не на самом высоком уровне, но зато в 3D — в погоне за модным форматом было утеряно множество мелочей и, по сути, проработанным в фильме оказалось очень ограниченное число персонажей. Деталями картинка на экране не отличилась, а вот размытость в некоторых моментах была особенно заметна. Нет в этом мультике ничего такого, что действительно бы нуждалось в трёхмерном формате: ни мартовского зайца, швыряющего в зрителей разнообразную посуду так, что невольно хочется уклониться ("Алиса в Стране Чудес» ни чудесного дерева Эйвы с его восхитительными живыми семенами, которые так и хочется собрать, протянув руки к экрану ("Аватар» ни восхитительного ощущения полёта на драконе и настоящего моря ("Как приручить дракона»… В «Белке и Стрелке» просто объемное изображение, но даже звёзды не произвели впечатления, ибо были нарисованными и совсем не настоящими. Хотя, чтоб совсем уж не ругать графику, похвалю аниматоров за выбор цветовой гаммы — смотреть было легко, глаза не уставали, как это бывает при резких сменах тонов и яркости изображения.
Но вне зависимости от всех недостатков, общую оценку «Белке и Стрелке» я дам сравнительно высокую: 7 из 10, делая скидку на тот факт, что это первый российский мультфильм достойного качества (дело не в 3D, а в переходе от абсолютно деревянных героев к хотя бы пристойно прорисованным главным персонажам). Смею надеяться, что русские аниматоры будут стремиться к повышению своего уровня без попыток прыгнуть выше головы, ибо лучше сделать качественный двухмерных мультфильм, чем средненький 3D.
Но начинается повествование не с самих героинь космонавтики, а с подарка. Этим самым подарком был щенок Белки (по фильму, а в реальности матерью этого щенка была Стрелка) по имени Пушок, которого она родила вместе с ещё пятью малышами уже после своего полёта. Тогда Н. С. Хрущев лично отобрал одного из них и попросил отправить Каролин Кеннеди, дочери президента США Джона Кеннеди. На самом деле этот подарок был весьма символичным — ведь незадолго до орбитального полета российских собак американцы отправляли в суборбитальный полёт двух шимпанзе. Этот щенок как бы символизировал преимущество россиян, хоть оно и оказалось слишком скоротечным.
Далее этот белый комочек с голубым бантом начинает рассказывать высокомерным четвероногим обитателям Белого Дома в Вашингтоне о своей героической матери и её подруге, которые были не просто дворняжками, а настоящими героями всего Советского Союза! На него смотрят свысока, сомневаются в правдивости рассказа, но всё-таки продолжают слушать…
Приключения целеустремлённой блондинки Белки и хамовитой, но душевной, Стрелки описываются весьма красочно и подробно. Не обделён вниманием также друг дворняжек — крыса по имени Вениамин, который для друзей — просто Веня. История знакомства, прибытия на Байконур, тренировки перед полётом под строгим надзором Казбека и, конечно же, сам полёт сопровождаются достойным юмором, некоторой наивностью, робкой любовной линией и, отчасти, патриотизмом. Голоса колоритных актеров и мастеров своего дела, безусловно, оживляют мультфильм (хоть и уже изрядно надоели, ибо присутствуют в каждом втором фильме российского производства). В целом кино смотрится довольно легко и непринужденно, особенно если положить мозг на соседнее сидение и попытаться воспринимать его как ребёнок, то есть без сравнения со всеми просмотренными ранее картинами.
Но после окончания сеанса, когда мозг уже приходится вернуть на должное ему место, уже становится сложно отказаться от критики первого 3D-мультфильма, сделанного в России. Возможно, повторюсь в чём-то с предыдущими ораторами, но постараюсь по пунктам обозначить моменты, которые меня особо озадачили.
Историческая тематика в фильме заметна, чего стоят только надписи «СССР» на скафандрах и изображение Красной площади в самом начале фильма, но вот для полноты картины, на мой взгляд, не хватает краткого экскурса в историю перед финальными титрами. Как в некоторых фильмах, основанных на реальных событиях, в конце/начале приводится соответствующая статистика или кратко описаны какие-то факты. Точно так же и здесь не помешало бы некоторое подведение итогов, особенно, учитывая ориентацию на детскую аудиторию, которая может ещё не знает о том, кто такие Белка и Стрелка и насколько значительным был их вклад в историю. Черно белые кадры без каких-либо комментариев подразумевают либо наличие взрослого рядом с ребенком, чтоб ответить на все возникшие у него вопросы, либо достаточную осведомленность зрителя о событиях тех дней.
Про «ляпы» сюжета, наверное, умолчу. Они есть — и это факт, кто-то их видит, кто-то не заметит, кто-то промолчит и спишет на то, что мультфильм всё-таки для детей… Наверное, я тоже не стану занудствовать по этому поводу, ибо в целом сюжетная линия максимально хороша для той тематики, которая была выбрана. А про лишнюю собаку на борту советского космического корабля «Спутник-5» я говорить не буду, хоть этот момент и делает фильм в большей степени псевдоисторическим, чем это могло бы быть…
А ещё стоило бы промолчать по поводу узнаваемости героев, которые слишком похожи на уже полюбившихся зарубежных персонажей. Не только «Вольт» или «Рататуй» вспомнились во время просмотра, но и «Ледниковый период» (ворона с сыром — явная копия белки с орешком), а также «Леди и Бродяга» и «Все псы попадают в рай» (свора уличных собак), «Хортон» и «Дамбо» (слон и цирк), «Коты аристократы» (сиамский кот-психиатр)… Мультфильмы совершенно разные, но вот герои почему-то оказались слишком похожими визуально.
Я так и не могу понять, зачем было делать этот мультфильм трёхмерным. Только отдавая дань моде? Зря. В итоге графика оказалась не на самом высоком уровне, но зато в 3D — в погоне за модным форматом было утеряно множество мелочей и, по сути, проработанным в фильме оказалось очень ограниченное число персонажей. Деталями картинка на экране не отличилась, а вот размытость в некоторых моментах была особенно заметна. Нет в этом мультике ничего такого, что действительно бы нуждалось в трёхмерном формате: ни мартовского зайца, швыряющего в зрителей разнообразную посуду так, что невольно хочется уклониться ("Алиса в Стране Чудес» ни чудесного дерева Эйвы с его восхитительными живыми семенами, которые так и хочется собрать, протянув руки к экрану ("Аватар» ни восхитительного ощущения полёта на драконе и настоящего моря ("Как приручить дракона»… В «Белке и Стрелке» просто объемное изображение, но даже звёзды не произвели впечатления, ибо были нарисованными и совсем не настоящими. Хотя, чтоб совсем уж не ругать графику, похвалю аниматоров за выбор цветовой гаммы — смотреть было легко, глаза не уставали, как это бывает при резких сменах тонов и яркости изображения.
Но вне зависимости от всех недостатков, общую оценку «Белке и Стрелке» я дам сравнительно высокую: 7 из 10, делая скидку на тот факт, что это первый российский мультфильм достойного качества (дело не в 3D, а в переходе от абсолютно деревянных героев к хотя бы пристойно прорисованным главным персонажам). Смею надеяться, что русские аниматоры будут стремиться к повышению своего уровня без попыток прыгнуть выше головы, ибо лучше сделать качественный двухмерных мультфильм, чем средненький 3D.