У режиссеров с художественным образованием получаются невероятно образные фильмы. Например, картины Питера Гринуэя, Франко Дзеффирелли, Тима Бартона совершенны в своей эстетике. Это же можно сказать и о фильмах Терри Гиллиама. Последний его фильм «Воображариум доктора Парнаса» произвел на меня невероятно сильное впечатление. Думаю, то, что режиссер – художник (бывший мультипликатор как и Тим Бартон), вдохновило всю творческую часть группы. Художник по костюмам Моник Прудом(Monique Prudhomm) и художник – постановщик Анастасия Масаро (Anastasia Masaro) номинированы на премию «Оскар» в этом году за костюмы и визуальный ряд к фильму. Взять художника по костюмам из Канады была вынужденная мера, картину делали в период кризиса и, чтобы сократить налоги, снимали в Ванкувере, соответственно, часть съемочной группы должна была быть из местных.
Любое кино я для себя сравниваю с каким-нибудь изобразительным стилем. Например, «Смерть в Венеции» Л. Висконти – это акварель, «Суинни Тодд» Т. Бартона – рисунок углем, «Контракт рисовальщика» П. Гринуэя – набросок пером. «Воображариум…» - гобелен.
Старый, выцветший от времени, истертый кое-где до дыр гобелен или шпалера.
В этом фильме, в той его части, где изображена реальность, нет ярких красок, все приглушено, растушевано и состарено. Костюмы по цвету и фактуре идеально вписаны в декорации.
Структура фильма многослойная, в том числе и визуальная. Воображение – это что-то неясное, неопределенное, постоянно ускользающее. Будто прикрыто прозрачными покрывалами, за которыми угадываются смутные очертания, формы расплывчаты и не имеют ясных границ. В фильме несколько реальностей, эпох, религий, живописных манер для создания Зазеркалья, да и персонажа Тони играют четыре актера. Сначала это произошло из-за смерти Хита Леджера, но по структуре фильма и должно быть несколько Тони, ведь он очень неоднозначен и можно сказать, что тоже состоит из нескольких слоев: обаятельный симпатяга (Хит Леджер), карьерист (Джуд Лоу), мужчина-мечта (конечно Джонни Депп), негодяй (Колин Фарелл).
Главный герой, доктор Парнас, заключил сделку с Дьяволом и теперь бессмертен. Он путешествует по миру со своей бродячей труппой: дочерью Валентиной, карликом Перси и молодым парнем Антоном. Парнас - старый, усталый человек , который пытается научить людей мечтать, хочет показать им, что мечта – это не бремя, а богатство. Он – альтер эго режиссера.
Но шоу и эстетика представлений доктора Парнаса старомодны и не увлекают современных людей. Костюмы времен итальянской оперы 17 века, режиссура времен Шекспира (одно то, что Антон изображает Гименея, о многом говорит!)
кадры из фильма
костюмы для итальянской оперы XVII века
Передвигаются они на старом-престаром фургоне, который тащит четверка лошадей. Этот фургон, одна стена которого превращается в сцену, тоже одно из действующих лиц.
рабочие эскизы
Идею создания такого передвижного театра навеяли режиссеру бумажные игрушечные театры викторианской поры, увиденные им в старом лондонском магазине. Тут тоже присутствует тема слоёв, это и трансформация жилища то в транспортное средство, то в театр. Ну и, конечно же: кулисы, закулисный мир, Зеркало и Зазеркалье.
викторианские бумажные театры
рабочие эскизы, поиск образа передвижного театра
Фургон, потрепанный временем, когда-то красочный, а теперь обветшалый, испещренный магическими символами, едет по ночным дорогам современного Лондона, похожий то ли на старую бригантину, поставленную на колеса, то ли на старинный замок…
кадр из фильма
Из-за непопулярности шоу актеры крайне бедны и в повседневной жизни одеваются в старые заношенные вещи. Поскольку фургон ветх и продуваем всеми ветрами, то им приходится кутаться в большое количество одежды, чтобы согреться. Глядя на них, понимаешь, что означает фраза «живописные лохмотья»!
кадр из фильма
Костюмы получились тоже многослойными, что напоминает японский стиль в одежде, ведь в старину японцы надевали несколько кимоно одно на другое.
рисунок Утамаро
Этническая тема очевидна в принципе составления гардероба для странствующих актеров. Парнас живет много столетий, странствует, как цыган, по свету и у него скопилась большая коллекция одежды. Прекрасный колорист и чудесный стилист, Моник скромно рассказывает, что просто собирала костюмы по всему миру, отдавая предпочтение восточной одежде - потом, на примерке, просто на актере смешивала стили и эпохи, создавая ансамбль.
На одном Парнасе в одном из вариантов костюма 14 слоев одежды.
вверху: кадр из фильма и эскиз китайского костюма, здесь: старинный китайский халат
На Валентине на этом фото поверх афганского платья надеты свитер, японское кимоно, внизу - китайские брюки.
Парнас когда-то давно, до встречи с Дьяволом жил далеко в горах, возможно, в Шангри Ла. Был Наставником, Учителем.
рабочий эскиз и кадр из фильма
И это буддийское прошлое отражено во всех его сценических костюмах.
Тем более что он действительно вводит себя в определенное состояние, близкое к трансу, для того, чтобы люди попали в Зазеркалье.
Карлик Перси единственный из всех странствующих актеров имеет целиком сшитый гардероб (что и понятно). Через его наряды можно проследить историю моды.
К этнической одежде Моник прибавила элементы костюмов Средневековья, Ренессанса, Барокко. Также с этими эпохами костюмы связаны по колориту. Тщательно продуманная гамма для Валентины, которую играет модель Лили Коул известная своей нестандартной внешностью, включает драгоценные, нежные оттенки розовых, зеленых и сиреневых тонов. Они прекрасно гармонируют с её рыжими тициановскими волосами и бледной кожей, отсылая нас к портретам времен Возрождения.
кадр из фильма и фреска Гирландайо
Доктор Парнас напоминает портреты Рубенса
и немного Репина.
Все меняется, когда к ним попадает Тони.
Костюм Тони монохромен, как монохромен его внутренний мир, лишенный красок.
кадры из фильма
Недаром, он в балагане изображает Пьеро. Во-первых, он тоже черно-белый по костюму, во-вторых, в комедии дель Арте Пьеро- это ловкий слуга, который добивается своей цели, прикрываясь благодушием. Это уже позже он получил статус незадачливого романтического возлюбленного. Вот и Тони кажется не тем, кем он есть. При этом он пытается изменить декорации в шоу, и делает их черно-белыми.
костюмы на выставке в Лос-Анжелесе, кадр из фильма, костюм Пьеро
В Воображариуме есть волшебное зеркало, если пройти сквозь него, то попадаешь в свой мир, наполненный образами и эмоциями, которыми живешь. Когда туда попадает Тони, то костюмы его и Валентины, которая в этом мире становится его женой, становятся тоже монохромными. Только черный, белый и красные цвета. Её костюм лишается изысканной, сложной цветовой гаммы и многослойности. Это простые, лаконичные современные платья.
кадр из фильма и рабочий эскиз
Она утрачивает свою индивидуальность, образ лишается ренессансной живописности. А ведь когда-то она была в Зазеркалье наядой, феей, прекрасным видением. В сложных, летящих, изящных платьях с распущенными русалочьими волосами.
кадр из фильма, постер к фильму
С героиней происходит метаморфоза: в мире прагматичного, жесткого Тони может быть только такая рафинированная, скучная Валентина.
Образ Дьявола решен неожиданно, но интересно.
кадры из фильма
Своим обликом он невероятно напоминает булгаковских персонажей: Азазелло и Воланда одновременно. Одет по моде начала ХХ века, носит котелок, курит папиросу. Здесь, как и в костюме Тони, практически нет цвета, и в его облике есть что-то от гробовщика.
кадр из фильма "Мастер и Маргарита" и иллюстрация к книге М. Булгакова
Яркие образы персонажей этой красивой сказки поддерживаются фантастически красивыми декорациями. Зазеркалье стилизовано с помощью работ известных американских художников и мультипликаторов. Это была сознательная идея режиссера, который не хотел придумывать что-то новое, а просто взял за основу американскую классику.
В мире Тони – карьериста угадываются пейзажи Гранта Вуда (Grant Wood)
кадр из фильма и картина Г. Вуда
Мир маленького мальчика, случайно попавшего в Зазеркалье и состоящий из карамели и конфет, навеян работами мультипликаторов Tex Avery и Chuck Jones.
Романтические картины построены на живописи Максфилда Пэрриша (Maxfield Parrish), известной своими сказочными сюжетами и тем, что в своих работах художник использовал только синие, сиреневые, желтые и черные краски, накладывая их определенным образом.
Еще есть забавное Зазеркалье дамы – шопоголика.
кадр из фильма
Мир этого фильма красив и волшебен, работа художников безупречна. Во всё это роскошество вложено столько таланта и интеллекта, что, не может не трогать зрителя. Между тем эта картина вызывает неоднозначную реакцию у публики. Понятно, что всё визуальное по разному воспринимается людьми, не стоит ни кому навязывать своё видение, но я надеюсь, что всё-таки натуры тонко чувствующие, художественные поймут, оценят и полюбят этот фильм.
И последнее, по поводу костюмов Моник Прудом. Пока смотрела, понимала, что мне они по работе с цветом и структурой напоминают коллекции моего любимого дизайнера Кристиана Лакруа.