В этот раз речь пойдёт о фантастически красивой картине "Воображариум доктора Парнаса" и его визуальном ряде.

            У режиссеров с художественным образованием получаются невероятно образные фильмы. Например, картины Питера Гринуэя, Франко Дзеффирелли, Тима Бартона совершенны в своей эстетике. Это же можно сказать и о фильмах Терри Гиллиама. Последний его фильм «Воображариум доктора Парнаса» произвел на меня невероятно сильное впечатление. Думаю, то, что режиссер – художник (бывший мультипликатор как и Тим Бартон), вдохновило всю творческую часть группы. Художник по костюмам Моник Прудом(Monique Prudhomm) и художник – постановщик Анастасия Масаро (Anastasia Masaro) номинированы на премию «Оскар» в этом году  за костюмы и визуальный ряд к фильму. Взять художника по костюмам из Канады была вынужденная мера, картину делали в период кризиса и, чтобы сократить налоги, снимали в Ванкувере, соответственно, часть съемочной группы  должна была быть из местных. 

 

Моник Прудом

Любое кино я  для себя сравниваю с каким-нибудь изобразительным стилем. Например, «Смерть в Венеции» Л. Висконти – это акварель, «Суинни Тодд» Т. Бартона – рисунок углем, «Контракт рисовальщика» П. Гринуэя – набросок пером.  «Воображариум…» - гобелен.

Старый, выцветший от времени, истертый кое-где до дыр гобелен или шпалера.

  
 

В этом фильме, в той его части, где изображена реальность, нет ярких красок, все приглушено, растушевано и состарено. Костюмы по цвету и фактуре идеально вписаны в декорации.

Структура фильма многослойная, в том числе и визуальная. Воображение – это что-то неясное, неопределенное, постоянно ускользающее.  Будто прикрыто прозрачными покрывалами, за которыми  угадываются  смутные очертания,  формы расплывчаты и не имеют ясных границ.   В фильме несколько реальностей, эпох, религий, живописных манер для создания Зазеркалья, да и персонажа Тони играют четыре актера. Сначала это произошло из-за смерти Хита Леджера, но по структуре фильма и должно быть несколько Тони, ведь он очень неоднозначен и можно сказать, что тоже состоит из нескольких слоев: обаятельный симпатяга (Хит Леджер), карьерист (Джуд Лоу), мужчина-мечта (конечно Джонни Депп),  негодяй (Колин Фарелл).



 

Главный герой,  доктор Парнас, заключил сделку с Дьяволом и теперь бессмертен. Он  путешествует по миру со своей бродячей труппой: дочерью Валентиной, карликом Перси и  молодым парнем  Антоном. Парнас - старый, усталый человек , который пытается научить людей мечтать, хочет показать им, что мечта – это не бремя, а богатство. Он –  альтер эго режиссера.

 Но шоу и эстетика  представлений доктора Парнаса старомодны и не увлекают современных людей. Костюмы времен итальянской оперы 17 века, режиссура времен Шекспира (одно то, что Антон изображает Гименея, о многом говорит!)

      

кадры из фильма


      

 костюмы для итальянской оперы XVII века

 Передвигаются они на старом-престаром фургоне, который тащит  четверка лошадей. Этот фургон, одна стена которого превращается в сцену, тоже одно из действующих лиц.





 рабочие эскизы

Идею создания такого передвижного театра навеяли режиссеру бумажные игрушечные театры викторианской поры, увиденные им в старом лондонском магазине. Тут тоже присутствует тема слоёв, это и трансформация жилища то в транспортное средство, то в театр. Ну и, конечно же: кулисы, закулисный мир, Зеркало и Зазеркалье.

  


 

викторианские бумажные театры


    

рабочие эскизы, поиск образа передвижного театра 

Фургон, потрепанный временем, когда-то красочный, а теперь обветшалый, испещренный магическими символами, едет по ночным дорогам современного Лондона, похожий то ли на старую бригантину, поставленную на колеса, то ли на старинный замок…



 кадр из фильма

Из-за непопулярности шоу актеры крайне бедны и в повседневной жизни одеваются в старые заношенные вещи. Поскольку фургон ветх и продуваем всеми ветрами, то им приходится кутаться в большое количество одежды, чтобы согреться. Глядя на них, понимаешь, что означает фраза «живописные лохмотья»!



 кадр из фильма

Костюмы получились  тоже многослойными,  что напоминает японский стиль в одежде, ведь в старину японцы надевали несколько кимоно одно на другое.



 рисунок Утамаро

Этническая тема очевидна в принципе составления гардероба для странствующих актеров. Парнас живет много столетий, странствует, как цыган, по свету и у него скопилась большая коллекция одежды. Прекрасный колорист и чудесный стилист, Моник скромно рассказывает, что просто собирала костюмы по всему миру, отдавая предпочтение восточной одежде - потом, на примерке, просто на актере смешивала стили и эпохи, создавая ансамбль.
 

На одном Парнасе в одном из вариантов костюма 14 слоев одежды.

 

   
 



вверху: кадр из фильма и эскиз китайского костюма, здесь: старинный китайский халат

На Валентине на этом фото поверх афганского платья надеты свитер, японское кимоно, внизу - китайские брюки.

     


Парнас когда-то давно, до встречи с Дьяволом жил далеко в горах, возможно, в Шангри Ла. Был Наставником, Учителем.
 

  

рабочий эскиз и кадр из фильма

 И это буддийское прошлое отражено во всех его сценических костюмах.

  

   

    Тем более  что он действительно вводит себя в определенное состояние, близкое к трансу,  для того, чтобы люди попали в Зазеркалье.

Карлик Перси единственный из всех странствующих актеров имеет целиком сшитый гардероб (что и понятно). Через его наряды можно проследить историю моды.

  

  
 

    К этнической одежде  Моник прибавила элементы костюмов Средневековья, Ренессанса, Барокко. Также с этими эпохами костюмы связаны по колориту. Тщательно продуманная гамма для Валентины, которую играет модель Лили Коул известная своей нестандартной внешностью, включает драгоценные, нежные  оттенки розовых, зеленых и сиреневых тонов. Они прекрасно гармонируют с её рыжими тициановскими волосами и бледной кожей, отсылая нас  к портретам времен Возрождения.

 

    

 кадр из фильма и фреска Гирландайо

Доктор Парнас  напоминает портреты Рубенса

  

и немного Репина.

  

 

Все меняется, когда к ним попадает Тони.

Костюм Тони монохромен, как монохромен его внутренний мир, лишенный красок.

  

 кадры из фильма

Недаром, он в балагане изображает Пьеро.  Во-первых, он  тоже черно-белый по костюму, во-вторых, в комедии дель Арте Пьеро- это ловкий слуга, который добивается своей цели, прикрываясь благодушием. Это уже позже он получил статус незадачливого романтического возлюбленного. Вот и Тони кажется не тем, кем он есть. При этом он пытается изменить декорации в шоу, и делает их черно-белыми.

    

 костюмы на выставке в Лос-Анжелесе, кадр из фильма, костюм Пьеро

В Воображариуме есть волшебное зеркало, если пройти сквозь него, то попадаешь в свой мир, наполненный образами и эмоциями, которыми живешь.  Когда туда попадает Тони, то костюмы  его и Валентины, которая в этом мире становится его женой, становятся тоже монохромными. Только  черный, белый и красные цвета.  Её костюм лишается изысканной, сложной цветовой гаммы и многослойности. Это простые, лаконичные современные платья.

  

кадр из фильма и рабочий эскиз 

Она утрачивает свою индивидуальность, образ лишается ренессансной живописности. А ведь когда-то она была в Зазеркалье наядой, феей, прекрасным видением. В сложных, летящих, изящных платьях с распущенными русалочьими волосами.

 

 

    

 кадр из фильма, постер к фильму

С героиней происходит метаморфоза: в мире прагматичного, жесткого Тони может быть только такая рафинированная, скучная Валентина.

  Образ Дьявола решен неожиданно, но интересно.

  

 кадры из фильма

Своим обликом он невероятно напоминает булгаковских персонажей: Азазелло и Воланда одновременно. Одет по моде начала ХХ века, носит котелок, курит папиросу. Здесь, как и в костюме Тони, практически нет цвета, и в его облике есть что-то от гробовщика. 

  

 кадр из фильма "Мастер и Маргарита" и иллюстрация к книге М. Булгакова

Яркие образы персонажей этой красивой сказки поддерживаются фантастически красивыми декорациями.  Зазеркалье  стилизовано с помощью работ известных американских художников и мультипликаторов. Это была сознательная идея режиссера, который не хотел придумывать что-то новое, а просто взял за основу американскую классику.

В мире Тони – карьериста угадываются пейзажи Гранта Вуда (Grant Wood)

  

 кадр из фильма и картина Г. Вуда

Мир маленького мальчика, случайно попавшего в Зазеркалье и состоящий из карамели и конфет, навеян работами мультипликаторов Tex Avery и Chuck Jones.


кадр из фильма
 

Романтические картины построены на живописи Максфилда Пэрриша (Maxfield Parrish), известной своими сказочными сюжетами и тем, что в своих работах художник использовал только синие, сиреневые, желтые и черные краски, накладывая их определенным образом.


     
 кадр из фильма и репродукция картины М. Перриша

Еще есть забавное Зазеркалье дамы – шопоголика.




 кадр из фильма

Мир этого фильма красив и волшебен, работа художников безупречна. Во всё это роскошество вложено столько таланта и интеллекта, что, не может не трогать зрителя. Между тем эта картина  вызывает неоднозначную реакцию у публики. Понятно, что всё визуальное по разному воспринимается людьми, не стоит ни кому навязывать своё видение, но я надеюсь, что всё-таки натуры тонко чувствующие, художественные поймут, оценят и полюбят этот фильм.

И последнее, по поводу костюмов Моник Прудом. Пока смотрела, понимала, что мне они по работе с цветом и структурой напоминают коллекции моего любимого дизайнера Кристиана Лакруа.



    

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 



URL записи