На закрытом показе посмотрела более чем странный фильм Алексея Попогребского "Как я провёл этим летом".  Фильм ухитрился прогреметь в Европах и отхватить трех серебряных медведей на Берлинском кинофестивале    -    за две главные (они же единственные, больше в фильме персонажей нет) роли, Сергея Пускепалиса (он не только актер, но ещё и главный режиссёр Ярославского областного театра им. Ф.Волкова) и дебютанта Григория Добрыгина, а также за лучшую операторскую работу, которую получил Павел Костомаров.  На экраны фильм выйдет 1 апреля,  и критика предрекает фильму прокатный успех,  хотя со всех общепринятых точек зрения никаких предпосылок этого прокатного успеха вроде как и нету). 


 В фильме странно всё,  начиная с названия, содержащего "анаколуф"   -   грамматическую рассогласованность.  Жанр фильма трудно поддается определению, поскольку обычно он определяется главным образом сюжетом, а сюжета-то и нет).  В буклетах Берлинского кинофестиваля он обозначен как "полярный триллер",  но бесспорно в этом словосочетании, пожалуй,  лишь прилагательное)      -    действие происходит на чукотской метеорологической станции, где оба героя    -     многоопытный полярник-Пускепалис и молодой практикант-Добрыгин проводят долгие-долгие дни (долгие в данном случае означает не просто многочисленные, а именно долгие)    -    летом световой день на Чукотке достигает 23-х часов).  Их существование монотонно и однообразно,  условия жизни более чем спартанские,  а единственный канал общения с внешним миром   -  паршивенькая радиостанция, худо-бедно соединяющая с центральной базой.  Первый час кинодейства     -    абсолютно медитативный и слегка усыпляющий:  завораживающие картины суровой чукотской природы разбавлены интерьерами обшарпанной халупы, выполняющей роль станции.  Того, кто не уснул в течение первого часа кинопоказа, ждет конфетка     -   на втором часу киноленты молоденький герой Добрыгина принимает радиосообщение о том, что у его напарника на материке погибла семья.  Видимо, с этой минуты начинается собственно "триллер", заключающийся в том, что юноша не знает, как сообщить о трагедии товарищу и испытывает неизъяснимые муки,  выраженные, в основном, мимическими средствами.  Потом гримасы сменяются настоящей ломкой (кто видел наркоманов, тот поймет), и в конечном итоге у парня совсем едет крыша.  Буквально на глазах смазливый журнальный красавчик Добрыгин   -    эльф, чистый эльф,  русский Орландо Блум    -    превращается в Горлума, блюющего сырой рыбой.  По классическим чеховским законам развития драматургии рано или поздно должен прозвучать роковой выстрел, тем более, что оружие   -   это, пожалуй, единственное, чего в этом Богом забытом уголке света в изобилии,  но, к вящему разочарованию публики, никого так и не убивают.  Оба героя бегают (а точнее, не бегают, а отрешенно-медленно, как и весь фильм, ходят)  друг за другом со стволами, целятся, но стрелялка так и не начинается.  Всё-таки когда можно со спокойной совестью уснуть на начальных титрах и проснуться за полчаса до финальных, не рискуя пропустить ничего принципиального   -   это даже для меня слишком, а я как раз к экшну крайне равнодушна.  Чукотский триллер, однако.  

Как это часто бывает, в подобных кинолентах главный герой    -   природа.  Фестивальная награда за операторское мастерство  совсем не случайна      -    сидишь, вперившись в экран, и глаз отдыхает.  Обычно так бывает, когда снимают на пленку, а не на цифру    -   я была готова поклясться, что авторы, придерживаясь похвального киноконсерватизма, снимали на пленку, ибо своими глазами видела все шероховатости, зернистость и царапинки).  Оказывается,  фильм Попогребского стал первой российской картиной, снятой на суперновую цифровую камеру RED   -  какое счастье, что техника наконец дошла до этого, я уже оплакивала горючими слезами пленочное кино...  Лишь опытный путешественник, знакомый с Чукоткой не понаслышке, посмотрев на черные камни, угрюмые сланцы, косые дожди, сугробы и снегопад, определит,  что показан разгар чукотского лета    -    снег там обычно выпадает в начале августа. 

Пресс-конференция съемочной группы заняла времени чуть ли не больше, чем сам фильм, и стал полностью ясен секрет будущего киноуспеха).  Режиссер сотоварищи взахлеб рассказывали о том, как они снарядили для съемок полноценную трехмесячную экспедицию на полярную станцию Валькаркай  (это ехать на север от самого северного российского города Певек, в буквальном смысле слова на краю света) .   Инфернальной мрачности добавляло то, что группа обосновалась не на действующей полярной станции, а на заброшенной. Разумеется, съемочная группа не подразумевала ни одной женщины, и за 3 долгих чукотских месяца абсолютно одичала.  Фильм был закончен полгода назад, успел отметиться на фестивалях,  а съемочная группа до сих пор в романтических бородах  и источает стойкий аромат рыбы и кострового дыма).  Подумалось о том, что было бы куда интереснее, если бы сняли не туповатую ландшафтную тягомотину ни о чем, а "фильм о фильме"   -  вот тогда это был бы действительно захватывающий триллер о приручении белых медведей,  ежедневно навещавших стоянку кинематографистов, о борьбе за огонь и тепло, о том, какие есть способы не сойти с ума, кроме водки,  о том, что надо делать, если ты вернулся из тундры на стоянку, а стоянки нет, потому что её сдуло ветром, о том, как сделать так, чтобы дорогущее кинооборудование не утонуло, если лодка перевернется  (люди как-нибудь выплывут, а кинокамеры денег стоят) и других занимательных вещах.  Слушая режиссера и актеров, слегка, по-моему, подвинувшихся рассудком после длительного добровольного плена, понимаешь, что фильм получился неплохой, хотя по отдельности всё вызывает недоумение,  а вместе пасьянс сложился.        


URL записи